Никифорова Вера Семеновна (1963)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Высшая школа музыки РС(Я) (институт) им. В. А. Босикова ; 677007, г. Якутск, ш. Покровское, 16 км, 2 ; e-mail: vshkolamus@mail.ru ; http://vschoolmus.ru
Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: vera_nikiforova@mail.ru ; http://agiki.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. искусствоведения

Область научных интересов: Современная музыкальная культура, музыкальная фольклористика, музыкальное эпосоведение

ID Автора: SPIN-код: 5916-8980, РИНЦ AuthorID: 662470

Деятельность: С 1985-1990 гг. - работала в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, в 1993-2008 гг. - в Министерстве культуры и духовного развития РС(Я), в 2008-2015 гг. – проректор по научной и творческой деятельности Арктического государственного института культуры и искусств. С 2015 г. назначена ректором Высшей школы музыки РС(Я).

Документы 1 - 9 из 9
1.

Количество страниц: 15 с.

В статье определяется новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения концепция звучащего ландшафта. Арктика - один из самых тихих уголков на земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались “за кадром”.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.

Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.

2.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена обоснованию новой для этномузыкознания и искусствоведения концепции звучащего ландшафта. Арктика - это один из самых тихих уголков на земле, который настроен на ин- тонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики и Субарктики. Авторы выделяют в звучащем ландшафте три основных слоя, различающихся по своей функции и интонационному воплощению. Первый слой - это интонационное взаимодействие с природой (имитация с помощью человеческого голоса звуков природы в звукоподражаниях и ономатопеях, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании). Второй слой связан с проецированием личности человека вовне, общением с природой в лирических, эпических, обрядовых жанрах. Третий слой связан с созданием особых материальных предметов для звукового общения с природой (имитационных фоноинструментов, манков и др.). Авторы осмысливают концепцию звучащего ландшафта на материале музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (чукчей, удэ, юкагиров, эвенков, саха, нганасан). По мнению авторов статьи, методология изучения звучащего ландшафта Арктики и Субарктики позволяет выявлять и изучать те стороны интонационно-акустической культуры, которые часто не находились в фокусе внимания исследователей, а оставались "за кадром".
The article is devoted to the substantiation of the concept of the sounding landscape, which is new for ethnomusicology and art history. The Arctic is one of the quietest corners on earth, which is attuned to an intonational understanding of nature. This is reflected in the musical folklore of the peoples of the Arctic and Subarctic. The authors distinguish three main layers in the sounding landscape, which differ in their function and intonation. The first layer is the intonational interaction with nature (imitation of the sounds of nature in onomatopoeia and onomatopoeia with the help of the human voice, their interpretation in ritual, song and epic intonation). The second layer is associated with the projection of a person's personality outside, communication with nature in lyrical, epic, ritual genres. The third layer is associated with the creation of special material objects for sound communication with nature (imitation phono instruments, decoys, etc.). The authors interpret the concept of the sounding landscape on the material of the musical folklore of the peoples of Siberia and the Far East (Chukchi, Ude, Yukagir, Evenkis, Sakha, Nganasan). According to the authors of the article, the methodology of studying the sounding landscape of the Arctic and Subarctic allows us to identify and study those aspects of intonation-acoustic culture that were often not in the focus of attention of researchers, but remained "behind the scenes".

Звучащие ландшафты Арктики и Субарктики: аспекты музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева [и др.] ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция 2021: материалы конференции, Владивосток, Дальневосточный федеральныйуниверситет 8-9 апреля 2021 года / [редакционная коллегия: Г. В. Алексеева, Н. В. Толстая, Н. А. Федоровская ; рецензенты: Т. В. Краюшкина, Г. Г. Ермак]. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. - 1 файл (374 с. ; 19,9 Мб). - С. 322-327.

4.

Ответственность: Кляус Владимир Леониидович (Прочие), Солдатова Галина Евлампьевна (Прочие)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 196 с.

В монографии освещается музыкальная культура народов Чу­ котки и Камчатки (чукчи), Сахалина (айны, нивхи, уйльта), Якутии (саха), Центральной Сибири (эвенки), Таймыра (нганасаны), Запад­ ной Сибири (ханты) и Волго-Камья (удмурты). Использован прин­ ципиально новый методологический подход к пониманию музыкаль­ ного фольклора народов Арктики и Субарктики России. Авторами книги являются известные специалисты по музыкальному фолькло­ру народов России, отечественные и зарубежные этномузыковеды. Издание адресовано специалистам по культуре народов Арктики и Субарктики, этномузыковедам, фольклористам, а также всем ин­тересующимся данной проблематикой.

Звучащие ландшафты Арктики : [монография] / О. В. Василенко, О. Э. Добжанская, В. Е. Дьяконова [и др.] ; под общей редакцией О. Э. Добжанской, Т. И. Игнатьевой. - Новосибирск : Наука, 2019. - 170 с. - ISBN 978-5-02-038839-0.

5.

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2016

Количество страниц: 438 с.

В данный сборник вошли статьи разных лет З. И. Кириллиной, музыковеда, методиста, доцента кафедры истории и теории музыки ВШМ, отличника культуры СССР, члена Союза композиторов РФ. Издание состоит из четырех разделов, посвященных музыкальному профессиональному искусству Якутии: композиторское творчество, исполнительское искусство персоналии, музыкальное образование и методические работы, в последней раздел помещены материалы музыкально-критической деятельности
6.

Ответственность: под общей редакцией Д. Н. Замятина, Е. Н. Романовой

Издательство: Канон+

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 512 с.

Геокультуры Арктики : методология анализа и прикладные исследования : монография / [М. Б. Башкиров, Н. К. Данилова, О. Э. Добжанская и др. ; под общ. ред. Д. Н. Замятина, Е. Н. Романовой] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т культуры и искусств, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера СО РАН, Лаб. комплекс. геокультур. исслед. Арктики. - Москва : Канон+, 2017. - 500 с.

8.

Издательство: СМИК-Мастер

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 136 с.

В книге впервые публикуется творческая биография выдающегося олонхосута, певца, заслуженного артиста ЯАССР Устина Гаврильевича Нохсорова и нотировка диска "Поет Устин Нохсоров" в полной версии
9.

Год выпуска: 2007

Количество страниц: 276 с.

В сборник включены статьи и материалы о постановках оперы М. Н. Жиркова и Г. И. Литинского "Ньургун Боотур", об ее авторах и участниках представлений, опубликованные в печати с 1940 по 2007 годы. Отзывы, интервью, программы к спектаклям, статьи не только характеризуют процесс работы над постановкой оперы, но и воссоздают атмосферу культурной и духовной жизни Якутии в разные периоды ее истории