Тематические подборки
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.
В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.
В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 4 из 4
Автор:
Заглавие:
Кут-сүр үөрэҕэ. Үс кут
Издательство: РГ "MEDIA"
Год выпуска: 2017
Количество страниц: 160 с.
Якутские шаманы в древние времена глубоко изучили развитие сознания человека. С рождения начинают развиваться способности движения буор кут. Развитие сознания маленького ребенка называется ийэ кут, а при взрослении начинает развиваться салгын кут. Это различие нужно учитывать при развитии сознания ребенка
Автор:
Заглавие:
Шаман: человек, религия
Издательство: ЯГУ
Год выпуска: 1994
Количество страниц: 44 с.
Автор:
Заглавие:
Историческая этнография якутов
Издательство: ЯГУ
Год выпуска: 1980
Количество страниц: 112 с.
При составлении пособия были использованы литературные, архивные материалы и результаты полевых исследований археолого-этнографической экспедиции Якутского госуниверситета. В настоящее издание включены разделы, посвященные изучению вопросов ранней этнической истории якутов до сложения народности, обзору религиозного воззрения и орнаментального искусства скотоводов Лены
Автор:
Издательство: ЯГУ
Год выпуска: 2004
Количество страниц: 124 с.
Подборки
- Времен связующая нить: ко Дню народного единства > Традиции и обычаи,
- Гоголев Анатолий Игнатьевич,
- Снежная страна Якутия-Саха > Всё о Якутии,
- Чукчи – хранители вековых традиций > История и этнография,
- Традиционные верования саха > Верования якутов,
- Алексеев Анатолий Николаевич > Редакторская деятельность, научное руководство,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Долганы,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Чукчи,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Юкагиры,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Эвенки,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Эвены,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Русскоустьинцы,
- ШКОЛА > Школьнику > История > История Якутии,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- iYakutia > История Якутии: события, даты, люди > Этногенез народов Севера Якутии,
- iYakutia > Хранители традиций > Чукчи,
- iYakutia > Хранители традиций > Юкагиры,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Культура коренных малочисленных народов Севера,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > История > История Якутии > Древняя Якутия (до 17 века),
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > История > История Якутии > История Якутии в 17 - 19 веках и до 1917 года,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Этнопедагогика,
- КНИГАКАН > Общественные науки > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Чукчи (палеоазиатская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Юкагиры (палеоазиатская группа языков) > Этнография. Фольклор.
В работе освещаются вопросы, связанные с этногенезом и этнической историей народов Якутии до конца XIX в. Книга рассчитана на этнологов, историков и всех, кто интересуется проблемами этнической истории народов Якутии и Сибири