По следам государевых ямщиков
Обложка

По следам государевых ямщиков

Якутск

1999

102 с.

Краткое содержание

Представленная книга является третьим изданием ранее выпущенных в 1999 и 2002 годах и вызвавшим большой интерес среди широкого круга читателей.
Книга состоит из 2-х частей: первая часть «По следам государственных ямщиков», вторая часть – «Моя Еланка».
В середине XVII века Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена «государевой землей». Для нее были характерны бездорожье, холодная и продолжительная зима, короткое, но очень жаркое лето, бескрайняя тайга, пересеченность рельефа с множеством рек, больших и малых гор и болот.
По мысли Петра I для исследования Сибири и Дальнего Востока и открытия морского пути в Америку была необходима хорошо налаженная почтовая связь. Это и положило начало самому длинному в мире сухопутному почтовому тракту от Петербурга до Охотска. Важным связующим звеном между ними был определен Якутск, от которого в дальнейшем разошлись региональные почтовые тракты. Лена стала единственной транспортной артерией для снабжения Севера-Востока Азии.
Более полутора веков ежегодно после вскрытия реки грузы, доставленные на зиму санным путем в верховье Лены, перегружались на сплавные суда, затем они доставлялись в попутные населенные пункты и в Якутск. Средством передвижения были барки, дощаники, карбаса и паузки. Они применялись до самого возникновения пароходства на Лене. По поручению воеводской канцелярии якутский служилый человек Захар Баишев на организованном в 1738 году Иркутско-Якутском тракте на участке от Витима до Якутска в 1743 году учредил 28 почтовых станций.
Тракт, протяженностью 2895 км, действовал круглый год, причем 2400 км тянулись вдоль берега Лены, а зимой путь прокладывали по льду. Зимняя дорога продолжалась с октября до середины апреля, а с мая открывался летний путь. После смерти Петра I в течение нескольких десятилетий почтовое дело, ранее с трудом налаженное, пришло в упадок. Заметное возрождение почтовое дело получило в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Почти с первых дней ее правления почтовое дело развивается и улучшается. Следуют указы, содержащие конкретные распоряжения по устройству почты.
В 1772 году 28 станций расширили до 35 для несения ямской службы (гоньбы). Из центральных губерний присланы 33 крестьянские семьи. Автор пишет: «отцы этих семей - родоначальники почтовых ямщиков по Лене представляли собой отборный элемент недовольных, сосланных за непокорность воле своих господ-помещиков». Первые почтовые станки с течением времени превращались в деревни. К концу XVIII века на берегах Лены насчитывалось уже 39 русских деревень. Русские переселенцы в большинстве случаев, усвоив язык якутов, а также многие обычаи, установив с ними кровное родство и добрососедские отношения, не только сами занялись земледелием, но и распространили его среди местного населения.
Кроме истории образования Иркутско-Якутского тракта, в первой части книги читатели найдут интересные факты об особенностях работы почтовых станков, развитии хлебопашества и огородничества на Средней Лене, метизации и двуязычии в результате смешения населения, много интересных статистических данных о самих почтовых станциях.
Вторая часть книги «Моя Еланка» посвящена истории создания этого ямщицкого селения на левом берегу Лены. Особое место автор посвятил землякам из числа потомственных ямщиков, их родословным. Расстояние между станциями Тоен-Аринская и Тит-Аринская составляло 44 версты, что для почтовых лошадей были слишком большим.
В 1830 году вышел Императорский указ об учреждении дополнительных 2-х станций Мархачанской и Еланской, чтобы сократить прогон. Автор пишет: «Ее образовали три ямщика – Соколов Алексей Демьянович с тремя сыновьями – Николаем, Дмитрием и Егором, прибывшие со станции Табагинская, Голоков из села Тит-Ары и Бурнашев из села Тоен-Ары. Через год приехал ямщик Крылов. Первые дома были построены на живописном берегу Лены на этой самой елани. Однако частые наводнения, а также нехватка земли на елани, заставили людей постепенно перебраться на гору. Тогда здесь была сплошная тайга. Корчевали лес, расчищали и осваивали новые площадки для построек, а также для огородов и пашен. Это требовало большого напряжения сил, много времени. Так постепенно маленькая почтовая станция превратилась в красивую деревеньку с добротными рублеными домами. Не только почтовым извозом занимались жители села, хотя это и было основным занятием. Хорошо развито было свое натуральное хозяйство. Окрестные леса давали жителям много дичи, грибов и ягод, река щедро кормила рыбой. Еланская земля щедро дарила зерновые культуры, пшеницу ярицу, ячмень и овес, а также второй хлеб – картофель прямо пропорционально затраченному труду».
В советские годы в Еланке был организован колхоз «Подарок Октября». Колхоз был передовым по всем показателям. Несмотря на это, в 1950-1952 годах он, как и многие другие в СССР, попал в так называемые «неперспективные деревни». Постепенно закрыли школу, клуб и другие культурные учреждения. Народ был вынужден переселяться в райцентры и города. Это коснулось 156-ти поселений нашей республики.
Автор не теряет надежды на возрождение родной деревни. В июле 2003 года состоялось открытие часовни, построенной своими силами в честь своих прадедов - основателей Еланки. Книга богато иллюстрирована фотографиями, как из семейных альбомов, так и из государственных архивов.

Пересказал: Тюнгюрядов Т.З., сотрудник Национальной библиотеки РС (Я)

Соколов, Анатолий Дмитриевич
По следам государевых ямщиков / Соколов А. Д. ; [ред. и авт. предисл. А. Г. Чикачев]. - Якутск : [б. и.], 1999. - 102 с.

Чтение документа возможно  в помещении библиотеки

Материалы по теме
Вам будет интересно