Специальные подборки
Издания подборки 1 - 8 из 8
1.

Количество страниц: 4 с.

Никифорова, С. В. Представления о душе в системе традиционных украшений якутов / С. В. Никифорова // Якутск: история и современность (к 370-летию города) : [материалы конференции "Якутск в XXI веке", состоявшейся 26 апреля 2002 г.]. – 2002. – С. 200-202.

2.

Количество страниц: 4 с.

Готовя умершего к погребению, якуты как будто собирали его в дальнюю поездку. На это указывает одевание покойного в походную одежду, снабжение его запасом пищи, сменной одеждой и т. д. Влиятельные умершие отправлялись в последний путь в сопровождении лошади и слуги. Мир мертвых был где-то на Западе и был устроен так же, как социокультурное устройство земной жизни живых.
Yakuts served the deceased as for a distant journey: dressed in road clothes, supplied with a food reserve, changing clothes, etc. The influential deceased went to a final journey accompanied by a horse and the servant. The world of the dead was somewhere in the West and was arranged in the same way as the sociocultural arrangement of earthly life of the living.

Бравина, Р. И. Представления якутов о загробном мире : (по фольклорным, этнографическим и археологическим источникам) / Р. И. Бравина // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Иркутск : Иркутский государственный технический университет ; Омск : Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, 2013. — Т. 2. — С. 163-166.

3.

Количество страниц: 7 с.

В статье вниманию читателей предлагаются полузабытые слова из лексики шаманизма народа саха. Эти термины, вводимые нами в научный оборот, важны в том смысле, что могут внести некоторую ясность в вопросы о времени возникновения шаманов и их культовых практик. Известно, что архаичные символы лежат в основе многих современных ритуалов, сакральный смысл которых иногда теряется. Для восстановления забытых религиозных терминов нужно применять всесторонний анализ, объединяющий материалы этнографии, лингвистики, семиотики и фольклора. Этимологические и семантические параллели терминов дают повод утверждать, что шаманизм имеет общие истоки у всех народов алтайской языковой семьи. Здесь мы приводим термины, которые в совокупности объединены архаичным культом богинь-магерей и плодородия, четко прослеживаемым в шаманстве народов Сибири и Центральной Азии.
In this article, the readers are offered half-forgotten words from the vocabulary of shamanism of the Sakha people. These terms, introduced by us into scientific use. arc important in the sense that they can bring some clarity to the questions about the time of shamans and their religious practices. It is known that archaic symbols are the basis of many modem rituals, the sacred meaning of which is sometimes lost. In order to restore the forgotten religious terms, it is necessary to apply a comprehensive analysis that combines the materials of Ethnography, linguistics, semiotics and folklore. Etymological and semantic parallels of terms give reason to assert that shamanism has common origins among all peoples of the Altai language family. Here we give the terms, which together arc united by the archaic cult of goddesses-mothers and fertility, clearly traced in the shamanism of the peoples of Siberia and Central Asia.

Васильев, В. Е. Термины шаманизма, не вошедшие в "Толковый словарь якутского языка" (к проблеме мифо-религиозных и семантико-этимологических параллелей) / В. Е. Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 134-140.
DOI: 10.25693IGI2218-1644.2018.04.015

4.

Количество страниц: 9 с.

В статье анализируются опубликованные материалы о похоронной обрядности тундровых юкагиров (ваду-лов) на протяжении столетия (начало - конец XX вв.) и полевые данные автора, полученные в начале XXI в. Исследуемое время разделено на четыре хронологических периода в соответствии со временем сбора полевого материала: 1902, 1959, 1995, 2014 гг. Все материалы сгруппированы в таблицу с выборками по шести темам: Ритуалһ, ҺОберег, очищениеһ. ҺОдеждаһ. ҺИнвентарьһ, ҺЕздовой олень и жертвоприношениеһ. ҺНадмогильное сооружениеһ. Сопоставления полученных данных показали пролонгирование отдельных элементов похоронной обрядности тундровых юкагиров в течение исследуемого периода. В то же время на протяжении XX в. □од влиянием различных факторов (атеистическая пропаганда, иноэтнические заимствования, технический прогресс) обнаруживаются изменения отдельных элементов в зависимости от степени сохранности и слеlования самобытным культурным традициям. Выделяются следующие блоки: дохристианские языческие традиции, иноэтнические (тунгусские) заимствования, влияние христианизации. С середины XX в. усилилась тенденция к уменьшению доли традиционных средств передвижения, одежды, орудий труда, утвари в качестве сопроводительных вещей погребального комплекса и замене их макетами. Данные таблиц проливают свет на отдельные вопросы этнографии и традиционной культуры юкагирского народа.
The article analyzes the published material is about the burial rites of the tundra Yukagirs of vadulov for over a century (in early XX - in late XX centuries) and the field data of the author collected at the beginning of XXI century , he study time is div ided into four chronological periods in accordance with the time of collection of field data: 1902, ^59.1995 and 2014. All materials grouped into three tables with samples on six topics: “Ritual", “Amulet, absolution". “Clothes”, "Inventory", “Riding deer and sacrifice", “Gravestone". Comparisons of the data obtained showed the prolongation of individual elements of the burial rites of tundra Yukagirs during the study period. At the same time, r roughout the XX century the influence of various factors (atheistic propaganda, foreign ethnic borrowing, technological .-.anges) detected by the variability of the individual elements. The changes also depended on the degree of preservation and adherence to their own distinctive cultural traditions. There are the following blocks: the pre-Christian pagan raditions, foreign ethnic (Tungus) borrowings and the influence of Christianization. Since the middle of XX century the tendency of reducing the share of traditional vehicles, clothes, tools, utensils in an accompanying burial complex things and replace them with models. These tables shed light on certain issues of Ethnography and traditional culture of the Yukagir people.

Жукова, Л. Н. Погребальный обряд тундровых юкагиров: традиции и современность / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – C. 19-27.
DOI: 10/25693/IGI2218-1644.2018.04.006

6.

Источник: Сборник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого при АН СССР. Т. 5, вып. 2

Год выпуска: 1925

Количество страниц: 25 с.

Статья из "Сборника Музея антропологии и этнографии" Л. Я. Штернберга о культе орла у якутов, бурятов, телеутов, тунгусов и др. народов
7.
Автор:
Alekseev Nikolai A.

Источник: Shamanic worlds: rituals and lore of Siberia and Central Asia / Marjorie Mandelstam Balzer, editor. - Armonk, New York; London, 1997. - P. 49-109

Количество страниц: 61 с.

Шаманы и их религиозная практика
8.
Автор:
Alekseev Anatoly

Источник: Shamanic worlds: rituals and lore of Siberia and Central Asia / edited by Marjorie Mandelstam Balzer. - Armonk, New York; London, 1997. - P. 153-161

Количество страниц: 9 с.

Техника исцеления среди эвенских шаманов