Тематические подборки
Картинка коллекции
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.

В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 10 из 22
1.
Заглавие: Научные труды

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1979

Количество страниц: 494 с.

2.
Автор:
Уломжинский Василий
Заглавие: Алаадьы ойуун

Год выпуска: 1992

Количество страниц: 16 с.

В книге рассказывается о шамане Абрамове Петре Алексеевиче (Алаадьы ойуун)
3.

Год выпуска: 1993

Серия, номер выпуска: Ч. 1

Количество страниц: 72 с.

Автор - президент ассоциации народной медицины Республики Саха (Якутия) В. А. Кондаков продолжает и углубляет тему, затронутую в своей книге "Эмтээһин кистэлэҥнэриттэн" ("О некоторых секретах народных методов лечения" 1992 г.), которая получила признание читателей
4.
Заглавие: Саха ойууннара

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 84 с.

В сборник вошли научно-популярные очерки, раскрывающие жизнь и деятельность якутских шаманов и их камлания. Сборник является первой попыткой в освещении вопросов шаманизма в наши дни
5.

Издательство: Якутполиграфиздат

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 68 с.

6.
Заглавие: Олоҥхо чорооно

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 24 с.

Автор в книге размышляет о религиозном мировоззрении народа саха
7.

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 12 с.

"Богиня-девушка" существовала в веровании многих народов. У якутов культ богини-девушки существовал вплоть до конца XIX века, о чем свидетельствуют народные предания и археологические изыскания
8.

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 20 с.

Пища у всех народов считалась божьим даром, средством существования. Якуты, живя в суровых климатических условиях, занимаясь скотоводством, охотничьим промыслом, более, чем другие народы, зависели от состояния природы и молили верховных божеств ниспослать им урожай в лугах, дичь и зверей в лесу, рыбу в воде. До чего они совершали целый ряд обрядов
9.

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 28 с.

В жизни якутов большие события всегда сопровождались с проведением различных ритуалов. Встреча времен года, ысыахи, свадьбы проходили с соблюдением многих обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Об этом рассказывает автор в данной работе. Предназначена изучающим традиционную культуру