Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 2123
1.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

Статья посвящена истории происхождения платья халадай у якутов, а также его дальнейшей трансформации с течением времени. В данной работе рассматриваются вопросы того, как она появилась у якутов, и как она стала традиционной одеждой современных якутов. А также ее использование и значение на сегодняшний день.
The article is devoted to the history of the origin of the dress of the haladay from the Yakuts, as well as its further transformation with the passage of time. This paper examines the issues of how it appeared in the Yakuts, and how it became the traditional clothing of the modern Yakuts. And also its use and significance for today.

Михайлова, С. М.
История платья халадай у якутов / Михайлова С. М. ; научный руководитель Яковлева К. М. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып.6). - С. 120-122.

2.

Количество страниц: 5 с.

Культ оленя имеет огромное значение в мифоритуальном пространстве коренных малочисленных народов Севера. Весь вещный мир и обрядово-ритуальная символика северных народов связана с оленьей тематикой. В связи с этим в статье рассматривается культ оленя у эвенов и эвенков (тунгусов), а именно его почитание и сакрализация. Для северных народов олень являлся и является священным животным. Культ оленя является важнейшим культурным кодом у эвенов и эвенков, с помощью которого в прошлом человек устанавливал коммуникативную связь с верховными божествами и духами покровителями и осваивал особый мифологический мир.
The cult of deer is of great importance in the municipal space of the indigenous minorities of the North. The entire real world and ritual and ritual symbolism of the northern peoples is associated with deer themes. In this regard, the article considers the cult of deer among Evens and Evenks (Tungus), namely its veneration and sacralization. For the northern peoples, deer was and is a sacred animal. The cult of deer is the most important cultural code among Evens and Evenks, with the help of which in the past a person established a communicative connection with the supreme deities and spirits patrons and mastered a special mythological world.

Варавина, Г. Н.
Культ оленя в религиозном ландшафте коренных народов Севера / Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 47-51.

3.

Количество страниц: 13 с.

В старину народ саха в повседневном питании использовал в большом количестве растения. В списке А. А. Саввина приведено 76 используемых видов дикорастущих пищевых растений, что составляет 4% из флоры Якутии, но 11 видов остаются не определенными и приводятся только на якутском языке. Предварительно растение из этого списка кус тыла нами опеределено как ряска тройчатая Lemna trisulca и сем. Lemnaceae. Из его списка 59 видов из 42 родов, объединенных в 23 семейства, использовались в молочнокислых продуктах и блюдах народа саха. Наиболее представлены семейства Rosaceae (7), Polygonaceae (6) и Alliaceae, Ericaceae, Asteraceae по 4 вида. Биоморфологический спектр 59 видов растений включает 3 вида деревьев, кустарников - 9, кустарничков - 3, остальные относятся к многолетним травянистым растениям. Для дальнейшей работы с пищевыми растениями необходимо привести список видов в соответствие с современной номенклатурой. В результате работы было идентифицировано 15 видов, из которых до уровня родов были переопределены 4 вида. При определении некоторых видов, таких как Saussurea amara, Rheum rhaponticum, Allium senescens, было проведено сопоставление с данными из других источников. В старину народ саха готовил различные виды молочнокислых продуктов и блюд с добавлением растительного сырья - листьев, корней и ягод. Наиболее разнообразным по содержанию растений являются молочнокислые супы ас и үөрэ, для приготовления которых использовались до 35 видов растений. Сладкий вкус блюдам көбүөр, дагда, күөрчэх придавали корни и ягоды растений.
Historically, the Sakha people used plants in large quantities in their daily diet. According to A. Savvin’s list, there are 76 species of wild food plants used, representing 4% of the flora of Yakutia. However, 11 of these species remain unresolved and are exclusively referenced by Yakut names. Based on preliminary assessment, the plant kus tyla from this list has been identified as Lemna trisulca and the Lemnaceae family. A. Savvin’s list indicates that 59 species, representing 42 genera and 23 families, were used by Sakha people in fermented milk products and dishes. The families Rosaceae (7), Polygonaceae (6), Alliaceae (4), Ericaceae (4), and Asteraceae (4) are the most prominent in the dataset. The biomorphological spectrum of these 59 plant species includes 3 tree species, 9 shrubs species, and 3 dwarf shrub species, with the remaining species classified as perennial herbaceous plants. To continue research on food plants, the species list has to be consistent with modern scientific classification. This study identified 15 species, with 4 species reclassified to the level of genera. The identification of certain species, including Saussurea amara, Rheum rhaponticum, and Allium senescens, involved a comparative analysis of data from other sources. Traditionally, the Sakha people prepared diverse fermented milk products and dishes with the addition of plant ingredients, including leaves, roots and berries. Fermented milk soups, such as ас and үөрэ, exhibited the greatest botanical diversity, with up to 35 plant species were used in preparation. The sweet taste of the dishes kyobyuyor, dagda, kyuorchekh was given by the roots and berries of plants.

Семенова, В. В.
Пищевые растения, используемые в традиционных молочнокислых продуктах и блюдах народа саха / В. В. Семенова ; Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - Т. 22, N 1 (99). - С. 16-28. - DOI: 10.25587/2222-5404-2025-22-1-16-28
DOI: 10.25587/2222-5404-2025-22-1-16-28

4.

Год выпуска: 2018

9 августа отмечается Всемирный день коренных народов мира, установленный ООН в 1994 году для поощрения и защиты прав коренных народов, их культурного наследия и традиций. В этот день проводятся мероприятия, направленные на уважение и поддержку этих сообществ
5.

Год выпуска: 2025

В Нерюнгринский район прибыл исследователь из Китая Вонг Хау Мен. Он является руководителем и основателем организации "Общество по изучению Китая" (CERS), которая занимается научными исследованиями в странах Юго-Восточной Азии и сохранением культурного наследия коренных народов. В ходе визита состоялась встреча делегации CERS с руководством района
6.

Количество страниц: 10 с.

Статья посвящена одной из версий происхождения народа саха. Сама проблема на сегодня уже имеет свою немалую историографию и продолжает оставаться дискуссионной. В якутском научном сообществе в целом превалирует мнение о представителях курумчинской культуры-курыканах, древнем тюркском племени, обитавшем в V-X вв. в Прибайкалье. Однако оно оспаривается учеными-исследователями Иркутска и Бурятии. К полемике отечественных исследователей древней и средневековой истории кочевых народов Евразии автор привлек работы зарубежных ученых (Турции, Казахстана). Вывод - один: происхождение и этногенез саха в своей ранней стадии все еще требует дополнительной доказательной базы и критического переосмысления многих известных фактов. Существующая полемика и наличие значительного количества "белых пятен" в представляемой проблеме дает право автору высказать и свое мнение без какого-либо его навязывания кому бы то ни было.
The article is devoted to one of the versions of the origin of the Sakha people. The problem itself today already has its own considerable historiography and continues to remain controversial. In the Yakut scientific community as a whole, the prevailing opinion is about the representatives of the Kurumchiculture - the Kurykans, an ancient Turkic tribe that lived in the 5th-10th centuries. in the Baikal region. However, it is disputed by research scientists from Irkutsk and Buryatia. The author attracted the work of foreign scientists (Turkey, Kazakhstan) to the polemics of domestic researchers of the ancient and medieval history of the nomadic peoples of Eurasia. There is only one conclusion: the origin and ethnogenesis of the Sakha in its early stages still requires additional evidence and a critical rethinking of many known facts. The existing controversy and the presence of a significant number of “blank spots” in the problem being presented gives the author the right to express his opinion without imposing it on anyone.

Желобцов, Ф. Ф.
Курыканы – предки народа саха: поиск истины / Ф. Ф. Желобцов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 3 (35). - С. 102-111. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-102-111
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-102-111

7.
Автор:
Вахтин Николай Борисович

Издательство: издательство Европейского Дома

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 100 с.

10.

Год выпуска: 2025

23 августа 2025 года в селе Кэбэргэнэ Абыйского района прошел Бакалдыдяк-2025. Жители села с энтузиазмом и ответственностью подошли к организации мероприятия, продемонстрировав живую культуру рыболовства района