Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 270
- Книга (1612)
- Газета (36)
- Журнал (167)
- Автореферат диссертации (43)
- Изоиздание (1)
- Аудиоиздание (54)
- Видеоиздание (324)
- Неопубликованный документ (2)
- Нотное издание (10)
- Фотография (33)
- Статья (286)
- Библиографический указатель (50)
- Словарь (80)
- Календарь (1)
- Брошюра (25)
- Буклет (7)
- Электронное издание (2)
- 3D-модель (2)
- Грампластинка (6)
- Веб-архив (698)
- Чукотский (27)
- Долганский (11)
- Английский (30)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (71)
- Эвенский (230)
- Французский (1)
- Немецкий (1)
- Хантыйский (22)
- Корякский (4)
- Мансийский (2)
- Нанайский (7)
- Ненецкий (5)
- Нганасанский (1)
- Нивхский (15)
- Старорусский (4)
- Русский (2697)
- Латинская графика (4)
- Тунгусский (11)
- Якутский (238)
- Юкагирский (52)
- Не указан (1)
- Литературно-художественные издания (779)
- Официальные издания (7)
- Научные издания (700)
- Научно-популярные издания (579)
- Информационные издания (859)
- Справочные издания (99)
- Учебные издания (343)
- Производственно-практические издания (4)
- Массово-политические издания (29)
- Изобразительное издание (39)
Автор:
Saprunova Natalya
Год выпуска: 2023
Эвенки поселились в тайге Якутии, среди лиственниц, черники и ягеля. В их присутствии обитали олени, лоси, бурый медведь, лисица, глухарь, соболь, таймень, щука, сиг, окунь и форель. Поэтому не случайно названия многих природных объектов здесь имеют эвенкийские корни. За благородство и мужество этих кочевников называли "аристократами Сибири". Именно эвенки Якутии вели русских старателей к богатствам недр, исполняя роль погонщиков для геологов, которых они научили выживать в суровом климате. Как и многие коренные народы на других территориях, они способствовали промышленному развитию Советского Союза. Каким-то образом эвенки сосуществуют с промышленниками, эксплуатирующими их земли, принесенные в жертву на алтарь экономического роста. Они сожалеют об этом тем более, что надеются на лучшее будущее для своих детей. Тайга массово уничтожается, русла рек разграблены, грунтовые воды загрязнены. Сохранение природы является приоритетом для эвенков. Без оленей и окружающей среды, которая их питает, они больше не смогут существовать как народ
Автор:
Заглавие:
Биһиги биэрэкпит дьоно: кэпсээннэр
Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ изд-вата
Год выпуска: 1955
Количество страниц: 220 с.
Автор:
Год: 2023
Подборки
- Сказочный мир > Сказки народов Севера и авторские сказки,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Аудиозал: аудиокниги, аудиофрагменты, подкасты > Аудиофрагменты,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > В кругу семьи: смотрим, слушаем, читаем с родными,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Художественная литература. Поэзия,
- ШКОЛА > Жанры > Художественная литература > Сказки,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Художественная литература > Литература КМНС.
Писатель, отличник образования, учитель высшей категории М. П. Федотова пишет сказки, которые отражают все, что есть в нашей повседневной жизни, и помогают отличать хорошее от плохого, добро от зла. Сказка развивает фантазию, учит смекалке, умению преодолевать трудности
Заглавие:
Кээлбэс: номохтор, үһүйээннэр
Издательство: Айыына
Год выпуска: 1999
Количество страниц: 36 с.
Автор:
Заглавие:
Эбээн остуоруйалара: [аудиозапись]
Год: 2023
Подборки
- Сказочный мир > Сказки народов Севера и авторские сказки,
- Сказки Северного сияния,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Аудиозал: аудиокниги, аудиофрагменты, подкасты > Аудиофрагменты,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > В кругу семьи: смотрим, слушаем, читаем с родными,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Художественная литература. Поэзия.
В книгу известного эвенского писателя включены сказки, воспитывающие у детей чувство любви к родному северному краю и его людям
Заглавие:
Владимир Санги уонна Саха сирэ
Год выпуска: 2025
Читатели Якутии готовятся встретить 90-летие выдающегося писателя нивхского народа Владимира Михайловича Санги
Автор:
Саввина Анна
Издательство: СӨ НБ
Год выпуска: 2025
Серия, номер выпуска: Авторы – дети
Количество страниц: 50 с.
Подборки
- Сказочный мир > Сказки народов Севера и авторские сказки,
- Сказки Северного сияния,
- Авторы - дети > Мир глазами детей (юные иллюстраторы),
- Авторы - дети > Книги изданные по проекту "Авторы-дети",
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Жанры > Комиксы и манга,
- ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО > Детская литература,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Художественная литература. Поэзия,
- ЧИТАЕМ С РОЖДЕНИЯ > Сказки > Сказки народов Севера.
Рисунки ученицы 6-го класса Малыкайской средней школы Нюрбинского района Анны Саввиной по мотивам сказки первой писательницы из женщин-эвенов, члена Союза писателей России, лауреата международной премии им. В. Крапивина Марии Прокопьевны Федотовой-Нулгынэт
Автор:
Alekseeva Sardaana A.
Год выпуска: 2016
Подборки
- Оленевод - хранитель тундры > Современное состояние оленеводства,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Домашнее оленеводство в семейных традициях,
- Общественные науки. Образование,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
This article is devoted to regards the actual problems of cultural livelihoods of Indigenous Peoples of the North-East of Russia, in particular, the traditional practice of reindeer herding of the Tongues, contemporary consideration of adaptive coping strategies and new opportunities in the context of globalization. The work on the basis of the method of expeditionary field work subjected to scientific analysis of the specifics of nomadic reindeer culture of the peoples of the North (for example, the Evens and Evenki), which marked the structural uniformity of phenomena such as the trajectory of continuous movement “feeding the landscape” (pet or wild animal), the cycle paths of movement of human groups within the range of nomadic and economic structure-phenological calendar. Space-time representation, captured in the traditional calendar, and structural uniformity of the economic cycle, the structure of livelihoods and culture are reflected in the picture of the world of the studied ethnic groups. Reindeer hunters, that move during the hunting year, within a closed circle route, developed a “circular” model of life in contrast to the “linear” type of culture of life support (semi-settled fishermen, whose route ran along the main feeding substance - river). Today we can talk about more or less sustainable model of cultural livelihoods of Indigenous Peoples, which is characterized by a combination and synthesis of modern (urban) elements and archaic (northern) cultures. Installing problem identified the following three main lines of research: traditional and modern practices in the conduct of reindeer hunting and fishing in life-support system of the peoples of the Tungus; the main options for the economic models of life of the peoples of the North; reconstruction of ethnolocal options for livelihoods of the Tungus. Currently, different ethnolocal groups of indigenous peoples has developed a range of livelihood strategies, which are important not only historical and cultural meanings, but also social and economic factors
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы