Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 2115
1.

Количество страниц: 8 с.

Юкагиры - один из древнейших и малочисленных народов северо-востока Сибири (1603 чел. согласно переписи 2010 г.), представленный сегодня двумя локальными группами - юкагирами тундры (вадулы) и тайги (одулы). Статья посвящена оленеводческой лексике тундровых юкагиров, проживающих в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия) и хозяйственная деятельность которых связана с оленеводчеством, охотой, рыбалкой и собирательством. Актуальность предпринятого исследования определяется не только статусом юкагирского языка как исчезающего и недостаточно исследованного (менее 40 носителей), но также необходимостью уточнения степени исконности и разработанности лексики оленеводства, что позволит несколько изменить ранее предписанные представления о юкагирах лишь как заимствующей культуре в этой отрасли. В рамках темы, посвященной лексике традиционной хозяйственной деятельности юкагиров, автор рассматривает лексику, связанную с названиями оленей в языке тундровых юкагиров. Выявленные лексемы ранжированы по девяти лексико-семантическим группам по признаку пола, масти, рогов, нрава, физиологического состояния, хозяйственного применения отдельной особи или характеристики стада в целом, значимости в упряжке и мировоззренческих традициях. Проведен семантический и морфологический анализ рассматриваемых лексем. Выявлены исконные и привнесенные главным образом из тунгусских языков оленеводческие термины.
The Yukaghirs are the most ancient and minority people of northeastern Siberia (1603 people according to All-Russian population census in 2010). Nowadays there are two local groups of Yukaghirs, presented by Tundtra (wadul) and Taiga one (odul). The paper considers the reindeer vocabulary in Tundra Yukaghir. The Tundra Yukaghirs live in the Lower Kolyma region of Sakha Republic (Yakutia) and are occupied in reindeer breeding, hunting, fishing and gathering. The significance of the research is highlighted by not only a status of the Yukaghir language as endangered and poorly studied (less 40 speakers), but also a need to clarify a native and diversified degree of the reindeer vocabulary, thereby allowing to change the prescribed views on the Yukaghirs as a borrowing culture in this economic activity. Under the research theme devoted to the economic activities lexicon in Tundra Yukaghir the author analyzes lexemes related to reindeer names. The lexemes are ranked in nine lexical and semantic groups by gender, color, antler, character, physiological state, household use of an animal or herd characteristics, place in a team and worldview traditions. The semantic and morphological analysis is carried out. In addition to native lexemes, reindeer terms transferred from Tungusic languages are also identified.

Курилова, С. Н.
Наименования оленя в языке тундровых юкагиров / Курилова С. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 82-89. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013

2.

Количество страниц: 5 с.

В статье на основе собственных полевых материалов рассматриваются традиционные календарные обряды и обычаи северных тунгусов - эвенов и эвенков. Анализируются основные ритуалы календарных праздников: очистительные обряды, а также обряд приобщения к родовому огню. Данные обряды рассматриваются в связи с образом "холода". Многомерный образ "холода" и рецепции "переживания" им стали важными концептами культурного наследия северных сообществ, как сложная многофункциональная система: это и символическая практика, и уникальные экологические традиции, связанные с холодом, и "жизненные и природные сценарии". Традиционное мировоззрение, ментальная картина мира коренных народов Севера формировались в тесной связи с окружающей его экологической системой. Веками выработанные ментальные ценности и установки, связанные с северной экосистемой, выступают как символическая коммуникация освоения суровых пространств. Эти нормы экологической этики являются одними из самых важных составляющих жизнедеятельности и культуры коренных народов и соотносятся с общими этическими принципами взаимодействия с окружающей средой. Эти уникальные знания и локальные верования до сих пор сохраняются в повседневной и сакральной практике коренных народов Севера. В статье в рамках когнитивной семиотики автором проанализированы ценностные установки и знаково-символическая программа коммуникативных и поведенческих стратегий тунгусов, которые выступали как этническая составляющая образа "северного человека" и "холодного мира". Выявлено, что именно концепты, связанные с холодом сформулировали основные постулаты культуры гостеприимства. Так, выявляется как антипод "холодного мира”- "теплое" гостеприимство, в котором основными константами выступают ритуалы встречи и почитания гостя. Анализ локальных текстов культуры (знаковые места, праздники и обряды, ритуал, фольклор и др.) показывает семантическую связь мифоритуального мира с природным ландшафтом, который основывается на этических нормах поведения и обладает ориентирующим и регулирующим потенциалом.
The article, based on its own field materials, examines the traditional calendar rites and customs of the northern Tungus - Evens and Evenks. The main rituals of calendar holidays are analyzed: cleansing rites, as well as the rite of admission to the birth fire. These rites are considered with the image of "cold.” The multidimensional image of "cold” and the reception of "experience" he became important concepts of the cultural heritage of northern communities, as a complex multifunctional system: this is both symbolic practice and unique ecological traditions associated with cold, and "life and natural scenarios." The traditional worldview, the mental picture of the world of the indigenous peoples of the North was formed in close connection with the environmental system surrounding it. For centuries, the developed mental values and attitudes associated with the northern ecosystem have acted as a symbolic communication for the development of harsh spaces. These standards of environmental ethics are one of the most important components of indigenous peoples’ lives and cultures and relate to the general ethical principles of interaction with the environment. These unique knowledge and local beliefs are still preserved in the daily and sacred practices of the indigenous peoples of the North. So, on the basis of modern field observations, etiquette settings in the festive space, as well as a culture of hospitality among Evens and Evenks, are considered. In the article in the framework of cognitive semiotics, the author analyzed the value settings and the sign-symbolic program of communicative and behavioral strategies of the Tungus, which acted as an ethnic component of the image of the "northern person" and the "cold world." It was revealed that it was the concepts associated with the cold that formulated the main postulates of the culture of hospitality. So, it is revealed as an antipode of the "cold world” - "warm” hospitality, in which the main constants are the rituals of meeting and honoring the guest. Analysis of local texts of culture (iconic places, holidays and rites, ritual, folklore, etc.) shows the semantic connection of the mythoric world with the natural landscape, which is based on ethical standards of behavior and has guiding and regulatory potential.

Варавина, Г. Н.
Календарная культура северных общностей: традиции, обрядность, символика (на примере эвенов и эвенков) / Варавина Г. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 70-74. - DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011
DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011

3.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается вклад Г. М. Василевич в изучении тунгусского кафтана, типологизации его вариантов по этническим группам, выявлении устойчивых признаков раскроя кафтана, характерных для определенных регионов: конструктивные особенности раскроя кафтана, используемый материал и его предназначение.
The article considers the contribution of G.M. Vasilevich to the study of the Tungussky caftan, typology of its variants by ethnic groups, identification of stable signs of caftan cutting characteristic of certain regions: design features of the caftan cutting, material used and its purpose.

Акимова, В. С.
Вклад Г. М. Василевич в типологизацию эвенкийского (тунгусского) кафтана / Акимова В. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей /ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 67-70. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010

4.

Количество страниц: 7 с.

Исследование посвящено осмыслению интеллектуального наследия выдающегося ученого-североведа Г.М. Василевич. Она была одной из тех, кто формировал тренды российской этнографии, определял проблемное поле тунгусоведения. Необходимо подчеркнуть, что в центре научного творчества Г. М. Василевич на протяжении десятилетий стояли вопросы этногенеза и этнической истории эвенкийского сообщества Сибири, сопряженные с глобальной проблемой заселения Северной Азии. Опираясь на модель культурогенеза Северной Азии археолога А. П. Окладникова, этнограф и фольклорист Г.М. Василевич развивала оригинальную концепцию этногенеза тунгусов. Так, она считала далекими предками эвенков ("прототунгусами") охотников эпохи раннего неолита Забайкалья; выделяла в тунгусском этногенезе несколько этапов; утверждала, что в начале н.э., когда к Байкалу вышли тюрки - скотоводы, тунгусы были разделены на две группы - расселившиеся к западу от Байкала и к востоку до Тихого океана. В эту эпоху произошло формирование прямых предков эвенов и эвенков, их основных диалектных групп. В XX в. формировались иные подходы к оценке эвенкийского (тунгусского) этногенеза, при этом концепция Г. М. Василевич - А. П. Окладникова оставалась одной из наиболее авторитетных и до настоящего времени востребованных в среде специалистов. Исследования Г. М. Василевич отличались междисциплинарным подходом с использованием данных археологии, лингвистики, этнографии, фольклористики, визуальной антропологии. Стационарные полевые исследования в местах компактного проживания эвенков способствовали более глубинному постижению их духовности. Она уделяла большое внимание различным "текстам" культуры: комплексный анализ вербальных, вещественных, визуальных и др. источников позволил расширить оценку творческого потенциала тунгусского мира. Творчество, вобравшее лучшие традиции российской этнографии, дало мощный импульс развитию отечественного сибиреведения, обозначило векторы его дальнейшего развития.
The research is devoted to under standing the intellectual heritage of the outstanding Northern scientist G. M. Vasilevich. She was one of those who shaped the trends of Russian Ethnography and defined the problem field of Tungusic studies. It should be emphasized that the focus of G.M. Vasilevich’s scientific work for decades has been on the issues of ethnogenesis and ethnic history of the Evenk community of Siberia, which are associated with the global problem of settlement in North Asia. Based on the model of cultural genesis of North Asia by archaeologist A. P. Okladnikov, ethnographer and folklorist G.M. Vasilevich developed the original concept of the ethnogenesis of the Tungus. So, it is believed the ancestors of the Evenks (the "prototungus”) she identified several stages in the Tungusic ethnogenesis; claimed that at the beginning of the AD, when the Turki - pastoralists came to lake Baikal, the Tungus were divided into two groups - settled to the West of lake Baikal and to the East to the Pacific Ocean. During this era, the direct ancestors of the Evens and Evenks, their main dialect groups, were formed. G.M. Vasilyevich’s research was distinguished by an interdisciplinary approach using data from archeology, linguistics, ethnography, folklore studies, and visual anthropology. Stationary field research in places of compact residence of Evenks contributed to to reveal the psychomental world of Tunguska society. She paid great attention to various "texts” of culture: a comprehensive analysis of verbal, material, visual and field sources allowed us to expand the spatial and cultural boundaries of the Tungus world and consider the ethno-genesis of the Evenks in the mode of time extension, similarly, in the XXth century, other approaches to the assessment of the Evenk (Tungus) ethno-genesis were formed, while the concept of G.M. Vasilevich - A. P. Okladnikov remained one of the most authoritative and still in demand among specialists in Tungusic studies. Her work, which incorporated the best traditions of the St. Petersburg school of Ethnography, gave a powerful impetus to the development of Russian Siberian studies, outlined the vectors of his further development.

Романова, Е. Н.
Тренды российской этнографии XX в.: Г. М. Василевич и ее вклад в методологию этнографического сибиреведения / Романова Е. Н., Октябрьская И. В. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 24-30. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.003
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.003

6.

Год выпуска: 2025

Об участии коренных народов Севера на 18-м республиканском ысыахе Олонхо в Нерюнгри
7.

Год выпуска: 2025

В рамках XIII республиканского Ысыаха Олонхо в Нерюнгри проходят мероприятия, посвящённые культуре и традициям коренных малочисленных народов Севера. Вечером 3 июля состоялось торжественное открытие Тюсюлгэ, которая была организована специально для представителей коренных народов
8.

Год выпуска: 2019

Среди преданий народа, дошедших до нас из глубины веков, особое место занимают легенды о Кунлелю. О чукотском богатыре Кунлелю часто рассказывал хатырский старейшина Алексей Аля. Этот герой стал и персонажем сказок, включенных в книгу выдающегося русского ученого-лингвиста Льва Беликова. А еще Кунлелю, как выяснилось, значится в числе предков знатного бригадира мейныпильгынских оленеводов Семёна Рынватау, который поделился историями о нем с радиожурналистом Евгенией Тынеру
9.

Год выпуска: 2019

Ненецкая народная мудрость, как и у других народов, передается через пословицы и поговорки, отражая их уникальный образ жизни, традиции и философию
10.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматривается вклад этнографа В.Н. Васильева в изучение культуры эвенкийского народа. На основе анализа научных материалов установлено, что одним из направлений деятельности известного собирателя духовной и материальной культуры народов Сибири и Дальнего Востока Виктора Николаевича Васильева было изучение эвенкийской культуры. Первоначально данная малоизученная проблема была отражена в отчете, написанном на основе материалов, собранных им во время Хатангской экспедиции в 1905 г. В 1930 г. был опубликован "Предварительный отчет о работах среди алдано-майских и алдано-охотских тунгусов в 1926-1928 гг.", и была подготовлена большая научная монография "Тунгусы Алдано-Майского и Аяно-Охотского районовһ (953 л.). Эти работы были написаны В.Н. Васильевым в результате его экспедиционной поездки, организованной Комиссией Академии наук по изучению производительных сил Якутской АССР, к алдано-майским и алдано-охотским эвенкам в 1926-1928 гг. В "Предварительном отчете о работах среди алдано-майских и алдано-охотских тунгусов в 1926- 1928 гг.", написанной в форме путевых заметок, автор осветил разные стороны жизни, быта и культуры эвенков, а также рассмотрел их социально-экономическое положение в сложный период 1920-х годов. В конце своей работы он ставит перед центральными органами власти вопросы улучшения условий жизни алдано-майских и алдано-охотских тунгусов. Эти труды и другие свидетельствуют о том, что В.Н. Васильев был талантливым полевым исследователем, который стремился возродить и развивать самобытную культуру эвенков и других народов Сибири и Дальнего Востока. Рукопись монографии В. Н. Васильева еще не опубликована. Глубокое и всестороннее изучение культуры народов Сибири и Дальнего Востока В.Н. Васильевым было обусловлено тем, что Виктор Николаевич сам родился и вырос в мультикультурной среде Якутии, где представители разных народностей тесно контактировали друг с другом в материальном и духовном плане, преодолевая суровые условия северного края.
The article considers the contribution of ethnographer V.N. Vasiliev to the study of the Evenki people. Based on the analysis of scientific and archival materials, it was established that one of the main areas of research of the famous collector of the spiritual and material culture of the peoples of Siberia and the Far East Viktor Nikolayevich Vasiliev was the coverage of Evenki culture. Initially, this little-studied problem was reflected by him in a report written on the basis of materials that were collected during the Hatang expedition in 1905. In 1930 he published the scientific work “Preliminary Report on Works among the Aldano-May and Aldano-Okhotsk Tungus in 1926-1928” and a large scientific monograph was prepared "Tunguses of Aldan-Maisky and Ayano-Okhotsk regions” (953 1.), In which a description was given of the Aldano-May Evenks and the Aldano-Okhotsk Evenks from a cultural, socio-economic point of view. These works were written in V.N. Vasiliev as a result of his expeditionary trip of 1926-1928, organized by the Commission of the Academy of Sciences for the Study of Productive Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic, Aldano-May and Aldano-Okhotsk Evenks. The manuscript of Vasiliev’s monograph has not yet been published. In the "Preliminary Report on Works among the Aldano-May and Aldano-Okhotsk Tungus in 1926-1928”, written in the form of travel notes, the author highlighted different aspects oflife, life and culture of the Evenks, and also examined their socio-economic situations in a difficult period of 20. 20. At the end of his work, he raises with the central authority's questions of improving the living conditions of the Aldano-May and Aldano-Okhotsk Tungus. These works and others indicate that V.N. Vasiliev was a talented field researcher who sought to revive and develop the original culture of the Evenks and other peoples of Siberia and the Far East. The deep and comprehensive study of the culture of the peoples of Siberia and the Far East V.N. Vasiliev was due to the fact that Viktor Nikolaevich himself was born and grew up in the multicultural environment of Yakutia, where representatives of different nationalities closely contacted each other materially and spiritually, overcoming the harsh conditions of the northern region.