- Книга (7857)
- Газета (3)
- Журнал (428)
- Автореферат диссертации (231)
- Изоиздание (10)
- Аудиоиздание (323)
- Видеоиздание (529)
- Картографическое издание (5)
- Неопубликованный документ (16)
- Нотное издание (62)
- Статья (270)
- Библиографический указатель (91)
- Словарь (138)
- Календарь (5)
- Брошюра (146)
- Буклет (20)
- Электронное издание (1)
- Игра (1)
- 3D-модель (5)
- Грампластинка (16)
- Веб-архив (114)
- Чукотский (15)
- Долганский (9)
- Английский (40)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (51)
- Эвенский (128)
- Французский (21)
- Немецкий (7)
- Хантыйский (1)
- Корякский (3)
- Мансийский (1)
- Нанайский (5)
- Ненецкий (3)
- Нганасанский (1)
- Нивхский (3)
- Старорусский (5)
- Польский (1)
- Русский (6180)
- Латинская графика (132)
- Тунгусский (4)
- Турецкий (19)
- Тувинский (1)
- Якутский (3602)
- Юкагирский (36)
- Не указан (9)
- Литературно-художественные издания (4325)
- Официальные издания (90)
- Научные издания (1081)
- Научно-популярные издания (2198)
- Информационные издания (548)
- Справочные издания (299)
- Учебные издания (1374)
- Производственно-практические издания (22)
- Массово-политические издания (320)
- Изобразительное издание (5)
Издательство: НПСОШ N 2
Год выпуска: 2022
Количество страниц: 24 с.
- Высокое имя Учитель,
- В помощь педагогам,
- В стране счастливого детства > Ориентиры детства,
- Общий отдел,
- ШКОЛА > Школьнику > Справочная литература,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > История образования и педагогической мысли,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Отдельные направления воспитания школьников.,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Профессия учитель.,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Школы РС (Я),
- Школа 2 > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Школы РС (Я),
- Школа 2 > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Профессия Учитель...,
- Школа 2 > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Образование и педагогические науки в Республике Саха (Якутия),
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > История образования и педагогической мысли,
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Начальная школа,
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Общее образование,
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Дополнительное образование,
- Школа 2 > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Копилка идей: из опыта работы,
- Школа 2 > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Организация обучения,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Нравственное воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Гражданско - патриотическое воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Экологическое воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Трудовое воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Эстетическое воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Воспитание физической культуры и здорового образа жизни,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Правовое воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Внеклассная деятельность > Классный руководитель.
Издательство: Сахаполиграфиздат
Год выпуска: 2015
Номер (№): 4 (96)
Количество страниц: 108 с.
- Тобуроков Петр Николаевич > Литература о нем,
- Габышева Феодосия Васильевна > Публикации в периодической печати,
- Периодические издания Якутии (конец XIX – XXI вв.) > Журналы > Народное образование > 2015,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Школы РС (Я),
- Школа 2 > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Школы РС (Я),
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Организация и технологии обучения,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Дошкольная педагогика,
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика,
- Школа 2 > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Методы, формы и средства обучения,
- Школа 2 > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Образовательные технологии обучения.
Издательство: Знание РСФСР
Год выпуска: 1975
Количество страниц: 44 с.
Издательство: Сказочная дорога
Год выпуска: 2019
Количество страниц: 136 с.
- Сказочный мир > Русские народные и авторские сказки,
- Загляни в мир природы! > Мир вокруг нас,
- Удивительный мир природы > Мир живой природы > Стихи и загадки,
- Удивительный мир природы > Мир живой природы > Рассказы и сказки,
- Белый мир Арктики через призму детской книги: II международный конкурс > Номинация "Лучшее художественное произведение о Севере и Артике для детей (подростков)",
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Семейная культура коренных малочисленных народов,
- Семья на страницах книг > Семья на страницах литературных произведений > Русская литература,
- Это главное слово – Семья > По страницам литературных семей,
- В стране счастливого детства > Дети на страницах литературных произведениях > Произведения русских авторов,
- Чудесный мир детства > Дети на страницах книг > Русская литература,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Литература для внеклассного чтения > Начальное образование,
- ЧИТАЕМ С РОЖДЕНИЯ > Воспитателям,
- ЧИТАЕМ С РОЖДЕНИЯ > Родителям,
- ЧИТАЕМ С РОЖДЕНИЯ > Загадки. Пословицы. Поговорки,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Семейное воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Нравственное воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Экологическое воспитание,
- ШКОЛА > Педагогу > Литература для внеклассного чтения > Основное образование,
- КНИГАКАН > Общественные науки > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы. Фольклор.
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- Прикладные науки. Медицина. Ветеринария. Техника. Сельское хозяйство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Издательство: Музыка, Ленинградское отделение
Год выпуска: 1979
Количество страниц: 204 с.
Год выпуска: 2017
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Якутский сосуд чорон,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Год выпуска: 2017
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Год выпуска: 2013
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.
Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.
По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html
Год выпуска: 2020
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Якутский сосуд чорон,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.