Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 41
1.

Ответственность: Гоголев Анатолий Игнатьевич (Автор обозрения, рецензии), Бравина Розалия Иннокентьевна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 100 с.

В монографии предпринята попытка реконструкции архаичных украшений якутов XIV - XVIII вв. В исторический оборот введены неопубликованные материалы из музейных фондов Якутии. Исследование украшений палеоэтнографического периода позволило затронуть широкий круг проблем, анализ которых способствовал раскрытию содержания различных аспектов функционирования украшений, закономерностей, как общих, так и специфических, в развитии культуры якутов, выявить архаичные пласты народного мировоззрения и мировосприятия

Яковлева, Капитолина Максимовна.
Архаика : украшения якутов XIV - XVIII вв. / К. М. Яковлева, А. Н. Прокопьева ; рецензенты: А. И. Гоголев, Р. И. Бравина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Исторический факультет. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2020. - 79 с., [12] л. : ил. ).

2.
Автор:
Неизвестный мастер

Количество страниц: 1 с.

Воронка для кумысного бидона - приспособление для переливания кумыса через узкое отверстие. Имеет форму полого конуса. Верхняя часть воронки украшена якутским орнаментом. Предположительная дата изготовления - вторая половина XIX века. Автор неизвестен. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
3.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 28 с.

Показаны древние истоки праюкагирской культуры, уходящие корнями в неолитическое искусство Северной Азии. Декоративно-прикладное искусство лесных юкагиров - потомственных охотников и рыболовов - представлено пиктографической письменностью, резьбой по дереву, кости, плетением, шитьем из меха и кожи. Может быть использовано для изучения предмета "Материальная культура юкагиров" в учебных заведениях различного уровня
4.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 100 с.

Альбом о творчестве известной мастерицы Е.Е. Аммосовой имеет познавательное значение всем, кто интересуется вопросами развития национальной одежды и проблемами прикладного искусства
5.

Количество страниц: 3 с.

Рассматриваются вопросы становления косторезного промысла в Якутии. Показаны основные условия давшие толчок развитию художественной резьбы по кости. Раскрыты исторические предпосылки развития резьбы по мамонтовой кости как составной части якутского прикладного искусства.

Родионов, Г. Н. Истоки формирования косторезного искусства и ремесла якутов : [рассматриваются вопросы становления косторезного промысла в Якутии] / Г. Н. Родионов ; Якутский государственный инженерно-технический институт // Наука и образование. - 2008. - N 4 (52). - С. 124-126.

7.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2004

Серия, номер выпуска: Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Т. 4

Количество страниц: 92 с.

В книге широко представлены образцы декоративно-прикладного искусства, выполненные лучшими мастерицами этнической группы эвенов, проживающих на территории национального (кочевого) наслега Березовки
8.

Издательство: СМИК-Мастер Полиграфия

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 92 с.

Статья "Кумысный праздник якутов и декоративное оформление кумысных сосудов" была написана выдающимся исследователем культуры народов Севера Сибири Владимиром Иохельсоном и опубликована в 1906 году в Нью-Йорке в антропологическом сборнике, посвященном Францу Боасу. Позже эта статья с небольшими исправлениями и дополнениями вошла в монографию Иохельсона "Якуты", изданной в 1933 г. в Нью-Йорке Американским музеем естественной истории в серии "Ученые записки Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции"
9.
Заглавие: Маллаах иһит

Год выпуска: 2013

В самобытной и сложной, неоднородной по своей истории культуре якутов - народа Саха разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Художественно оформленные предметы быта, одежды различные украшения составляли значительную часть якутского народного творчества.

В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.

Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.

По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html
10.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1991

Серия, номер выпуска: Этнографическая библиотека

Количество страниц: 224 с.

Труд известного русского этнографа В.Г. Борогаза (Тана), ставшего основателем советской этнографической школы, вышел в США на английском языке в 1904-1940 гг. В 30-е годы были изданы в русском авторизованном переводе два тома: "Социальная организация чукчей" и "Религия чукчей". Предлагаемая вниманию читателей работа - еще одна большая часть труда Богораза, обширно иллюстрированная фотографиями и рисунками