Чарина Ольга Иосифовна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел фольклора и литературы ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: ochar@list.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Русский старожильческий фольклор Якутии

ID Автора: SPIN-код: 1470-0450, РИНЦ AuthorID: 118717

Деятельность: В 1985-1988 гг. - ассистент кафедры методики преподавания русского языка и литературы педагогического факультета и кафедры истории русской и зарубежной литературы историко-филологического факультета ЯГУ. С 1988 г. работает в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера СО РАН.

Документы 1 - 10 из 29
1.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматриваются особенности бытования русской фольклорной традиции на Северо-Востоке Якутии - в Русском Устье на Индигирке в 1940-е годы. Автор останавливается на вопросах заимствования сюжетов и образов из произведений устного народного творчества соседних народов - из неопубликованных текстов сказок. Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время детально рассматривается характер усвоения фольклорных материалов, например, каковым он был в период работы этнографо-лингвистической экспедиции Т.А. Шуба. Целью статьи стало уточнение особенностей взаимодействия связей русского фольклора и иного языка и фольклора на примере некоторых сказок, когда уделяется внимание локальным особенностям, сформировавшимся за длительный период времени в с. Русское Устье. В работе мы опираемся на известные труды по русскоустьинскому фольклору. Применяются описательный, сравнительно-текстологический методы. Указываются основные исполнители русского фольклора в селе, каким был С.П. Киселев. Уточняется репертуар сказителя С.П. Киселева, возможные пути внесения в его репертуар эвенских сказок. Н.А. Габышев как член этнографо-лингвистической экспедиции 1946 г. подготовил основную часть собранных материалов для научного сборника "Фольклор Русского Устья". Но не все тексты были опубликованы в сборнике. Нами рассматриваются эвенские сказки: "Дутки-Корба и Дилыки-Корба", "Самоеды". Уделяется внимание зачину, заимствованному из якутских песен. Рассматривается развитие сюжета и концовка произведения. Выясняется "боевая" направленность сказок. Также уточняются особенности, которые проявились в изложении фольклорных текстов. Важным является определение характера влияния роли сказителя на сохранение фольклорных традиций. Устанавливаются основные языковые особенности заимствованных сказок. Определяется характер сказок, которые были привнесены в репертуар русскоустьинцев. Выясняется, что эта часть сказок была усвоена из эвенского фольклора и связана с темой выявления победителя, выжившего в схватке с врагом. Такие произведения были свойственны отдельным исполнителям, не становясь общей тенденцией.
In article features of existing of the Russian folklore tradition in the Northeast of Yakutia are considered - in the Russkoe Ustye on Indigirka in the 40th of the 20th century. The author stop on issues of loan of plots and images from works of folklore of the next people - from unpublished texts of fairy tales. The relevance of article is caused by the fact that now the nature of digestion of folklore materials in details is considered, for example, which it was during work of an etnografo-linguistic expedition of T.A. Shub. Specification of features of interaction of communications of the Russian folklore and other language and folklore on the example of some fairy tales when attention is paid to the local features created for the long period of time in the village Russkoe Ustye became the purpose of article. In work we rely on the known works on russkoustyinsky folklore. Descriptive, comparative and textual methods are applied. The main performers of the Russian folklore in the village what was S.P. Kiselyov are specified. The repertoire of the storyteller S.P. Kiselyov, possible ways of entering into its repertoire of the Even fairy tales is specified. N.A. Gabyshev as the member of an etnografo-linguistic expedition of 1946 prepared the main part of collected materials for the scientific collection "Folklore of the Russkoe Ustye”. But not all texts were published in the collection. The Even fairy tales are considered by us: "Dutki-Korba and Dilyki-Korba", "Samoyeds”. Attention is paid to a beginning which is borrowed from the Yakut songs. Development of a plot and an ending of the work is considered. The "fighting” orientation of fairy tales is investigated. Also features which were shown in statement of folklore texts are specified. Determination of nature of influence of a role of the storyteller on maintaining folklore traditions is important. The main language features of the borrowed fairy tales are established. The nature of fairy tales which were introduced in the repertoire of russkoustyinets is defined. It becomes clear that this part of fairy tales was acquired from the Even folklore and is connected with a subject of identification of the winner who survived in a fight with the enemy. Such works were peculiar to certain performers, without becoming the general trend.

Чарина, О. И.
Записи фольклора 1946 г. в Русском Устье: заимствованные сказки / Чарина О. И. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 316-321. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.061
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.061

2.

Количество страниц: 8 с.

Традиционный русский фольклор в Якутии связан с местами, где русские заселились еще в XVII в. в нижнем течении реки Индигирки. Диалектные включения связаны с рядом направлений, связанных с локальным проявлением особенностей речи. Мы изучим иную лексику, которая проявилась в эпических стихотворных произведениях: исторических песнях, сказках. Рассмотрены тексты, собранные С. И. Боло, Н. А. Габышевым и др. в период с 1940 по 1946 гг. в Русское Устье на Индигирке и на Колыме. Изучены некоторые аспекты: лексика в текстах фольклорных произведений, усвоенных на прежней родине; включение слов русского происхождения в русских текстах; введение текстов местных народов; введение якутской лексики; выявление лексики с неясной этиологией. Также описана лексика из фольклорных произведений: былина о Добрыне Никитиче и Змее, "Скопин просит помощи у шведского короля", "Конек-Горбунёк" и др. Фольклор русских старожилов Якутии представляет особую часть русского фольклорного наследия, находясь в окружении иного языка и фольклора, испытал различное влияние: от заимствования сюжетов до изменения фонетического звучания текста.

Чарина, О. И. Особенности диалектных включений в русском эпическом фольклоре Якутии / Чарина О. И. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Диалекты в языке и культуре : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения доктора филологических наук М. С. Воронкина, 95-летию со дня рождения доктора филологических наук С. А. Иванова, 95-летию со дня рождения кандидата филологических наук П. С. Афанасьева / [редакционная коллегия: Ю. М. Борисова, Н. А. Сивцева, А. А. Скрябина, Е. Р. Николаев ; рецензенты: И. Е. Алексеев, Л. М. Готовцева]. - Якутск : ИГИиПМНС, 2024. - С. 130-137.

3.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматриваются разные формы бытования эпических жанров, основанных на былинных традициях, с учетом различных степеней сохранности текстов. Былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче бытовали в Якутии в форме сказки. На Колыме и Индигирке, как и в Приленье, заметны лексические заимствования, которые отражаются не только в прозаических, но и в стихотворных текстах фольклора.
The article different forms of an existing of the epic genres based on epic traditions taking into account different degrees of safety of texts are considered. Bylinas about Ilya Muromets and Dobrynya Nikitich occurred in Yakutia in the form of the fairy tale. On Kolyma and Indigirka, as well as in Prilenye, lexical loans which are reflected not only in prosaic, but also in poetic texts of folklore are noticeable.

Чарина, О. И. Формы бытования эпических произведений русских старожилов Якутии / О. И. Чарина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 1 (14). - С. 102-106.

4.

Количество страниц: 2 с.

Чарина, О. И. Анна Семеновна Ларионова : (к 60-летию со дня рождения) / О. И. Чарина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник.- 2015, N 1 (10). - С. 119-120.

5.

Количество страниц: 9 с.

Изучаются лирические, хороводные, игровые, свадебные песни, в которых применятся образы, связанные с растительным миром. Проводится сравнение песен, которые показывают, что русские переселенцы принесли с собой свой образный мир, присущий прежней родине. Так, на Колыме и Индигирке бытовали песни, в зачине которых наблюдается психологический параллелизм, когда символическое растение олицетворяет психологическое состояние героя/героини. В среднем Приленье также фиксировались песни, связанные с растительными образами. Остается релевантным применение образов из мира природы. Постоянно употребление песен с такими образами, как "березка", "ельник" - виды растительности, которые встречаются повсеместно по разным регионам России.

Чарина, О. И. Традиционные лирические песни русских старожилов Якутии: релевантность применения растительных образов / Чарина О. И. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Этносы и флора: региональные традиции и знания как основа гармоничного природопользования : материалы первой научно-практической конференции, 23-28 июня 2023 г., Якутск = Ethnic groups and Flora: regional traditions and knowledgeas a basis for harmonious nature management : proceedingsof theFirst scientific and practical conference, June 23-28, 2023, Yakutsk / [редакционная коллегия: А. В. Кононов, Н. С. Иванова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 74-79.

6.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС(Я)

Год выпуска: 2023

Количество страниц: 69 с.

В сборник вошли старинные песни русских поморов и современных авторов: Александра Самсонова, Юрия Платонова, Владимира Индигирского, Михаила Севрука, Валерия Жукова, Ренаты Бобковой и др. Фольклорный материал представленный старинными песнями, частушками собрал и нотировал композитор, этнограф, заслуженный деятель искусств РС(Я) Н. С. Берестов. Также в сборник вошли песни нотированные заслуженным артистом РС(Я), автором первого спектакля о русскоустьинцах "На краю Ойкумены" А. А. Томским
7.

Количество страниц: 16 с.

Целью исследования является изучение основных задач, методов и принципов фиксации материалов, собранных в рамках работы экспедиций Института языка и культуры при СНК ЯАССР в 30-40-е гг. ХХ в. Авторы опирались на материалы экспедиций А. А. Саввина, Т. А. Шуба и М. Н. Жиркова, изучали связь методов сбора фольклора, разработанных А. А. Саввиным и его последователями в разных областях фольклористики: текстовой (якутской, русской), этномузыкознания. На фоне современных подходов к изучению фольклора, с учетом публикаций "Сводов фольклора", считаем важным последовательное изучение материалов фольклора и методов сбора в период работы экспедиций Института в 30-40-е гг. ХХ в. Фольклорный материал, собранный в экспедициях А. А. Саввина, С. И. Боло, Т. А. Шуба и М. Н. Жиркова, содержат богатый материал, который послужит в вузовском и специальном образовании, раскроет особенности сбора фольклора на начальном этапе его фиксации. Методы и подходы, разработанные в статье, послужат в дальнейших исследованиях по особенностям экспедиционной работы якутских ученых.

Данилова, А. Н. Особенности полевых исследований в фиксации фольклора народов Якутии в 40-е гг. XX в. / А. Н. Данилова, А. С. Ларионова, О. И. Чарина // Культура и цивилизация. - 2019. - Т. 9, N 1A. - С. 202-217.
DOI: 10.25799/AR.2019.44.1.022

8.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматриваются основные задачи исследования русского фольклора Якутии, констатируется необходимость экспедиционной работы в местах изолированного и открытого бытования русского фольклора (Прилете и Индигирка); а также определены методы его изучения: междисциплинарный с привлечением специалистов смежных наук (языковедов, этнографов, культурологов); типологический с привлечением фольклора местного (якутского, эвенского, эвенкийского, юкагирского), общеславянского (белорусского, украинск

Чарина, О. И. Перспективы и задачи исследования русского фольклора Якутии / О. И. Чарина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Наука и образование. - 2005. - N 3 (39). - С. 26-30.

9.

Количество страниц: 4 с.

Рассматриваются особенности бытования русского фольклора на Колыме и Индигирке на примере разных сказок, записанных сотрудниками Института языка и культуры при Совнаркоме ЯАССР. Сказки "Худая девка", "Конек-Горбунек" - свидетельствуют о заимствовании текстов из художественной литературы. Сказки "Самоеды", "Дутки-Корба и Дилыки-Корба" - заимствованы из эвенского фольклора. В них отражен северный мир: предметы быта, еда, пейзаж и деревенский мир - сендуха, село, юрты; соседи: чукчи, эвены, юкагиры.

Чарина, О. И. Особенности сказок, зафиксированных от русских старожилов в период работы экспедиций ИГИиПМНС СО РАН в зоне Арктики / О. И. Чарина // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 244-246

10.

Количество страниц: 10 с.

Чарина, О. И. Сказители с. Походск XIX в. / О. И. Чарина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2017, N 2 (6). - С. 75-83.