Григорьева Виктория Георгиевна (1956)

Ученая степень, ученое звание: канд. искусствоведения

Документы 1 - 10 из 11
1.

Количество страниц: 9 с.

В статье впервые рассмотрены жанрово-интонационные аспекты двух стилей самобытного фольклора народа саха (самоназвание якутов): уйулга ырыа — самоуглубленное пение и кутуруу — шаманское камлание. Каждый из них дифференцирован по типам интонирования, способам звукоподачи и является типичным для определенной сферы. Исследователь Э.Е. Алексеев впервые обосновал существование различных видов "сосредоточенного, самоуглубленного пения, использующие сходные структурно-интонационные приемы и нередко связанные с болезненно-мрачной сферой" [1, с. 11]. Чтобы развить важное наблюдение Э.Е. Алексеева, для обозначения третьего стиля автором строк был введен специальный якутский термин "уйулҕа ырыа" (уйулгаырыа) — связанный с определенным психологическим состоянием, полученным вследствие эмоционального самоуглубления. Этномузыкознание, связанное с интердисциплинарными исследованиями обладает большими возможностями изучения четвертого песенного стиля саха, связанное с кутуруу — шаманским камланием (ойуун кутуруута), который как считает эпосовед В. В. Илларионов, должен быть отделен от всех иных стилей. Типы интонирования стиля кутуруу выявлены на основе нотации шаманского эпического песнопения в исполнении выдающегося этнофора У.Г. Нохсорова. Нотация звукового идеала, существующего в памяти носителей традиции помогает восстановить исчезающие специфические приемы, типы интонирования. В контексте дальнейшего рассмотрения песенной системы якутского фольклора можно заключить, что обозначенные стили уйулга ырыа и кутуруу обладают самостоятельной эстетической ценностью.
For the first time, the article considers the genre and intonation aspects of two styles of the original folklore of the Sakha people (the selfname of the Yakuts): uyulga yrya — self-deepened singing and kuturuu— shamanic rituals. Each of them is differentiated according to the types of intonation, methods of sound presentation and is typical for a particular sphere. Alekseev was the first to substantiate the existence of various types of "concentrated, self-deepening singing, using similar structural and in to national techniques and often associated with a morbidly gloomy sphereһ[1, p. 11]. To develop an important observation of E.E. Alekseev, to designate the third style, the author of the lines introduced a special Yakut term "uyulgayrya" — associated with a certain psychological state obtained as a result of emotional self-deepening. Ethnomusicology associated with interdisciplinary research has great opportunities for studying the fourth song style of the Sakha, associated with kuturuu — shamanic ritual (oyuun kuturuuta), which, according to the epic scholar V.V. Illarionov, must be separated from all other styles. The types of intonation of the kuturuu style are revealed on the basis of the notation of shamanic epic chants performed by the outstanding ethnophor U.G. Nokhsorov. The notation of the sound ideal that exists in the memory of the bearers of the tradition helps to restore disappearing specific techniques, types of intonation. In the context of further consideration of the song system of Yakut folklore, it can be concluded that the indicated styles of Uyulga Yrya and Kuturuu have an independent aesthetic value.

Григорьева, В. Г.
О вокальных стилях в музыкальном фольклоре caxa— уйулга ырыа (самоуглубленное пение) и кутуруу (шаманское камлание) / Григорьева В. Г. ; МБУДО "Амгинская ДШИ им. А.А. Черемных" // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 39-47.

2.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС(Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 507 с.

В данной книге опубликованы экспедиционные материалы и фольклорные произведения в литературной обработке, публицистические и научные труды известного исследователя культуры народов Сибири и Дальнего Востока, уроженца Амгинского селения Якутии В. Н. Васильева, изданные в разные годы. В книге впервые в полной мере отражена музейная деятельность якутского этнографа, содержится его переписка с Э. К. Пекарским. В приложении даны фотографии и список трудов В. Н. Васильева. Адресуется историкам, этнографам, филологам, культурологам, студентам гуманитарных факультетов и всем, кто интересуется культурой и историей народов Сибири и Дальнего Востока
3.

Количество страниц: 5 с.

В ходе подготовки к проведению республиканского Ысыаха Олонхо в Амге были изданы 10 книг по олонхо и фольклору: шесть научных − по изучению бесценных материалов амгинских олонхосутов и наследия крупного российского этнографа В. Н. Васильева; два − массово-политических; олонхо для детей и фотоальбом.

Григорьева, В. Г. О выпуске книг к республиканскому Ысыаху Олонхов Амге / В. Г. Григорьева ; Амгинская ДШИ им. А. А. Черемных // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2024, N 3 (35). - С. 129-133.

4.

Количество страниц: 13 с.

В статье изучаются три вида локальных запевов – амгинский, вилюйский, олекминский в исполнении У.Г. Нохсорова. Целью работы является исследование интонационных и ритмических особенностей запевов в исполнении Устина Нохсорова.Определены следующие задачи: 1) раскрыть специфику локальных запевов кругового танца; 2) проанализировать особенности каждого запева.Автор опиралась на собственные транскрипции аудиозаписей из Научного центра народной музыки им. К.В. Квитки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1945 г.) и радиоархива Национальной вещательной компании "Саха" (1949 г.). В исследовании использован структурно-типологический метод изучения. Аналитический подход обусловил сочетание анализа и обобщения основных ладоинтонационных, ритмических соотношений национального танца народа саха. Музыкально-этнографические методы оказались полезны для выявления этнокультурного локального контекста напевов осуохай, исполненного У.Г. Нохсоровым.Осуохай дифференцируется на достаточно отчетливые локальные слои,сохранившиеся до середины XX века.Таким образом, процесс развития кругового обрядового танца осуохай имеет глубокие связи с явлением музыкальной архаики, с индивидуальной исполнительской практикой запевщиков и участников кругового танца, которые переняли древнее песенное искусство от своих предшественников

Григорьева, В. Г. Локальные запевы осуохая в исполнении У. Г. Нохсорова / В. Г. Григорьева // Круговые танцы народов Евразии: актуальные вопросы изучения, сохранения, укрепления традиций. - Якутск : Издательский дом СВФУ , 2024. - ISBN 978-5-7513-3713-1. - С. 159-171.

5.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 158 с.

В сборник включены научные статьи, вошедшие в программу научно-практической конференции "Эпические песнопения саха: типологические основы, региональные традиции, локальные варианты", посвященной 115-летию со дня рождения выдающегося этнофора-олонхосута, певца, члена Союза писателей и заслуженногоартиста ЯАССР У. Г. Нохсорова (8 апреля 2022 г.). Научное издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся вопросами изучения, сохранения и развитияэпического наследия саха, традиционной музыкальной культуры народов Севера
6.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 200 с.

Сборник издан по архивным материалам Государственного театра оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона, Национального театра танца им. С. А. Зверева-Кыыл Уола, личным архивам композитора В. В. Ксенофонтова.
7.

Количество страниц: 11 с.

Олонхо является образцом устной культуры народа саха. На протяжении многих веков импровизаторы-олонхосуты выработали собственные методы сказывания, позволившие сохранить и передать поколениям ценности поэтической и песенной культуры, которые стали предпосылкой для развития народного и профессионального искусства. Основной целью исследования является изучение эпических песнопений в исполнении потомственного олонхосута А. Г. Агапова по экспедиционным материалам первого исследователя его творчества Э. Е. Алексеева. В соответствии с целью, определены следующие задачи: дополнить нотную литературу раннефольклорными образцами эпических песнопений; уточнить имеющиеся научные представления об интонационных, тембровых, ритмических особенностях приленской песенности. Актуальность работы заключается в изучении творчества А. Г. Агапова, как представителя приленской локальной группы. Транскрипции эпических песнопений (Кыыс Бэтиэнтин Куо, Таллан Мэнгия, Юрюнг Уолана, Тимир Чыыбыстаана, Уоруку Суоруку) в исполнении бологурского олонхосута А. Г. Агапова в якутском этномузыковедении представлены впервые. Исследование проводилось по фрагментарным аудиозаписям А. Г. Агапова, которые он исполнил в олонхо "Алтан Сабарай богатырь". Автором работы выполнена транскрипция песенного источника. Поэтический текст расшифрован Ю. П. Борисовым. В исследовании использован структурно-типологический метод изучения. Аналитический подход обусловил сочетание анализа и обобщения основных интонационных, ритмических соотношений, тембровых особенностей эпических песнопений. Результатом исследования стало пополнение этнокультурного локального контекста в исполнении А. Г. Агапова, что является важным и необходимым для практической работы в освоении исполнителями сложного песенного искусства персонажей олонхо. Olonkho is an example of the oral culture of the Sakha people. Over the course of many centuries, olonkhosut improvisers developed their own methods of epic storytelling, which made it possible to preserve and pass on to generations the values of poetic and song culture, which became a prerequisite for the development of folk and professional art. The main purpose is to study epic chants performed by the hereditary olonkhosut Alexey Agapov based on the expedition materials of the first researcher of his work Eduard Alekseev. In accordance with the goal, the following tasks are defined: to supplement musical literature with early folklore samples of epic chants; to clarify the existing scientific ideas about the intonational, timbre, rhythmic features of the Lena-area song. The relevance of the work is in the study of the work of Alexey Agapov, as a representative of the Lena-area local group. Transcriptions of epic chants (Kyys Betientin Kuo, Tallan Mengia, Yuryung Uolan, Timir Chyybystaan, Uoruku Suoruku) performed by the Bologur olonkhosut Alexey Agapov are presented in Yakut ethnomusicology for the first time. The study was conducted on the basis of fragmentary audio recordings by Alexey Agapov, which he performed in the olonkho Altan Sabarai bogatyr (Copper Sabarai Bukhatyyr). The author of the work performed a transcription of the song source. The poetic text was deciphered more adequately by Yuri Borisov. The study used the structural-typological method of study. The analytical approach led to a combination of analysis and generalization of the main intonational, rhythmic relationships, timbre features of epic chants. The result of the study was the replenishment of the ethno-cultural local context performed by Alexey Agapov, which is important and necessary for practical work in mastering the complex song art of olonkho characters by performers.

Григорьева, В. Г. Эпические песнопения в исполнении олонхосута А. Г. Агапова / В. Г. Григорьева ; Амгинская детская школа искусств им. А. А. Черемных // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2023. - N 2 (30). - С. 56-66. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.47.44.005
DOI: 10.25587/SVFU.2023.47.44.005

8.

Ответственность: Григорьева Виктория Георгиевна (Составитель), Дьяконова Варвара Егоровна (Составитель), Флегонтова Ульяна Михайловна (Составитель), Протодьяконова Елена Николаевна (Составитель), Захарова Агафья Еремеевна (Редактор)

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 208 с.

Настоящее издание составлено по материалам выступлений на Республиканской научно-практической конференции проведенной 26 января 2018 г. в Арктическом государственном институте культуры и искусств. Конференция была посвящена 110-летию со дня рождения выдающегося олонхосута, певца, заслуженного артиста ЯАССР Устина Гаврильевича Нохсорова (1907—1951 гг.). Статьи сборника представлены в трех разделах. В первом разделе сконцентрированы исследования биографии и творческого наследия сказителя У.Г. Нохсорова, а также освещены материалы об олонхосутах Амгинского улуса. Во втором разделе отражен опыт поисков в области педагогики по изучению олонхо в детских садах, общеобразовательных школах РС(Я). В третьем разделе рассматриваются работы, затрагивающие различные аспекты олонхо в обществе. Сборник адресован исследователям, преподавателям, студентам, учащимся и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами исполнительства олонхо.

Творчество олонхосута У. Г. Нохсорова: сохранение, изучение, развитие : сборник материалов научно-практической конференции, Якутск, 26 января 2018 г. / составители: В. Г. Григорьева, В. Е. Дьяконова, У. М. Флегонтова, Е. Н. Протодьяконова ; редакционная коллегия: А. Е. Захарова, В. Г. Григорьева, В. Е. Дьяконова [и др.]. – Якутск : Алаас, 2018. – 195, [1] с.

9.

Издательство: Редакция газеты "Амма олоҕо"

Год выпуска: 2007

Количество страниц: 124 с.

В юбилейный сборник включены отзывы родителей, воспоминания выпускников и преподавателей Амгинской детской школы искусств им. А. А. Черемных разных лет, а также освещены пути становления и развития школы от истоков до сегодняшнего дня
10.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2001

Количество страниц: 100 с.

Авторы пособия - преподаватели Амгинской ДМШ РС (Я) предлагают обработки песен, произведений якутских самодеятельных и профессиональных композиторов. Вспомогательный сборник предназначен для юных музыкантов первых двух лет обучения, а также для любителей музицирования, музыкальных руководителей детских садов и школ