Саввинов Василий Михайлович

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Ректорат ; 677007, г. Якутск, ул. Белинского, 58 ; e-mail: vm.savvinov@s-vfu.ru, dagasia@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. пед. наук

Область научных интересов: Управление развитием образования, оценка развития образовательных систем, социальное проектирование.

ID Автора: SPIN-код: 5735-5659, РИНЦ AuthorID: 674673

Деятельность: С 1989 г. работал учителем географии Вилюйской средней школы N 3 имени Героя Советского Союза Н. С. Степанова, Вилюйской гимназии. Работал специалистом, заместителем начальника Вилюйского управления образования. В 2000 г. назначен начальником отдела стратегического анализа, затем начальником Управления общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия), заместителем директора физико-математического форума "Ленский край". С 2008 г. работал проректором по научной работе Саха государственной педагогической академии, первым заместителем руководителя Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия). В 2011 г. возглавил вновь созданный институт перспективных технологий Северо-Восточного федерального университета, в 2012 г. – Департамент стратегического развития.

Документы 1 - 10 из 17
1.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37)

Количество страниц: 10 с.

В статье представлены результаты оценки управления развитием территориальных образовательных систем на примере Якутска. На основе ландшафтного подхода к изучению проблем управления образованием раскрываются факторы среды, оказывающие первостепенное влияние на развитие образовательных систем северных городов. Показано, что процессы на локальном уровне определяют ход и результат образовательных политик и реформ на региональном и национальном уровнях. Факторы среды могут играют как ускоряющую роль, так и могут снизить интенсивность и масштаб управленческих решений. Дана характеристика изменений в образовательной сети под влиянием демографических, этнических факторов, ситуации на рынке труда. Раскрываются особенности управления столичной образовательной системой в условиях динамичных изменений - готовность оперативно реагировать и откликаться на проблемы, транспарентность управления, вовлечение различных социальных групп в процессы подготовки и принятия решений, соучаствующее проектирование. В исследовании использованы теоретический анализ литературы по оценке управления развитием образовательных систем, анализ практики муниципальных органов управления образованием Якутии; ретроспективный анализ процессов и результатов управления реализации программы развития Якутска; опросы и глубинные интервью; анализ данных изучения субъективного мнения пользователей социальных сетей; прогнозная оценка потребности в педагогических кадрах. Проведенный краткий анализ влияния неопределенности и гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем северных регионов позволяет сделать вывод о том, что в условиях многомерности решаемых задач управление должно быть направлено на поддержку желаемых тенденций и понимание естественных тенденций развития образовательной системы. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления развитием территориальных образовательных систем, разработке программ развития образования.
The article presents the results of the assessment of the development management of territorial educational systems using the example of Yakutsk. Based on the landscape approach to the study of education management problems, environmental factors that have a primary impact on the development of educational systems in northern cities are revealed. It is shown that processes at the local level determine the course and outcome of educational policies and reforms at the regional and national levels. Environmental factors can play both an accelerating role and can reduce the intensity and scale of management decisions. The characteristics of changes in the educational network under the influence of demographic, ethnic factors, and the situation on the labor market are given. The features of the management of the capital’s educational system in the context of dynamic changes are revealed: readiness to quickly react and respond to problems, transparency of management, involvement of various social groups in the processes of preparation and decision-making, participatory design. The study used a theoretical analysis of the literature on the assessment of the development management of educational systems, an analysis of the practice of municipal education authorities in Yakutia; a retrospective analysis of the processes and results of managing the implementation of the Yakutsk development program; surveys and in-depth interviews; analysis of data from the study of the subjective opinion of social network users; predictive assessment of the need for teaching staff. The conducted brief analysis of the impact of uncertainty and heterogeneity of the environment on the development of territorial educational systems of the northern regions allows us to conclude that in the conditions of the multidimensionality of the tasks being solved, management should be aimed at supporting the desired trends and understanding the natural trends in the development of the educational system. The results of the study can be used in the practice of managing the development of territorial educational systems, developing programs for the development of education.

Саввинов, В. М. Меняющиеся образовательные системы: влияние факторов среды на управление развитием / В. М. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37). - С. 46-55. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-46-55
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-46-55

2.

Ответственность: Николаев Анатолий Николаевич (Редактор), Гармаева Дарима Кышектовна (Редактор), Голиков Алексей Иннокентьевич (Редактор), Саввинов Василий Михайлович (Редактор), Михайлова Анна Викторовна (Редактор), Хазанкович Юлия Геннадьевна (Редактор), Виниченко Вера Афанасьевна (Редактор), Тарабукина Саргылана Христофоровна (Редактор), Степанова Марианна Петровна (Редактор), Варламова Фатима Вячеславовна (Редактор), Ефремова Феодора Захаровна (Редактор), Стрекаловская Сахая Захаровна (Редактор), Терехова Татьяна Николаевна (Редактор), Барабанова Лена Егоровна (Редактор)

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 545 с.

Книга содержит словарные статьи об истории развития и современных реалиях научно-образовательных организаций Якутии - членах Якутского регионального отделения "Российское профессорское собрание". Представлена персональная справочная информация о профессорах высших учебных заведений Якутии и академических институтов, входящих в Федеральный исследовательский центр "Якутский научный центр Сибирского отделения РАН". Расширенные биографические материалы отражают многогранную научно-образовательную деятельность профессоров, стоявших у истоков и внесших особый вклад в развитие научно-образовательного учреждения; краткие персональные справки информируют о современном профессорском корпусе - членах Общероссийской общественной организации "Российское профессорское собрание"

Профессорское сообщество Якутии: от истоков до наших дней : посвящается 90-летию высшего образования в Якутии / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российское профессорское собрание" ; редакционная коллегия: А. Н. Николаев (председатель), Д. К. Гармаева, А. И. Голиков [и др.]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2024. - 1 электрон. опт. диск (543 с.)

3.

Количество страниц: 11 с.

В статье на основе экспертной оценки ESG-политики Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) показаны стратегии российских университетов по достижению целей устойчивого развития. Результаты сопоставительного анализа практик управления ведущих университетов страны и мира показывают, что концепция устойчивого развития территорий занимает ведущее место в теоретических и ценностных основаниях институциональных трансформаций в системе высшего образования. Представлен обзор современных исследований в области описания, оценки и масштабирования лучших образовательных практик, анализ преобразований в образовательной и научной деятельности вузов России, стран Северной Европы и Северной Америки. Дана сравнительная оценка новых практик управления вузом. Опыт СВФУ позволяет раскрыть основные механизмы и инструменты локализации ESG-повестки в вузе, расположенном на Севере России, учета пространственных и социальных факторов при принятии решений внедрения целей и принципов устойчивого развития. По итогам описания практик управления даны рекомендации по их масштабированию в системе высшего образования.
Based on an expert evaluation of the ESG policy of the North-Eastern Federal University (NEFU), the article shows the strategies of Russian universities to achieve sustainable development goals. Based on a comparative analysis with the management practices of leading universities in the country and the world, it is shown that the concept of sustainable development of territories occupies a leading place in the theoretical and value foundations of institutional transformations in the higher education system. The article presents an overview of modern research in the field of description, evaluation and scaling of the best educational practices, an analysis of transformations in the educational and scientific activities of universities in Russia, the countries of Northern Europe and North America. Based on a comparative analysis, an expert evaluation of new university management practices is given. The NEFU’s experience allows revealing the main mechanisms and tools for localizing the ESG agenda at a university located in the north of Russia, taking into account spatial and social factors when making decisions on the implementation of sustainable development goals and principles. Based on the description of management practices, recommendations are given on their scaling in the higher education system.

Саввинов, В. М. Оценка практик управления образованием в контексте устойчивого развития / В. М. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 119-129. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-119-129
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-119-129

4.

Количество страниц: 10 с.

В статье представлен анализ стратегий университетов Скандинавии и Северной Америки по достижению целей устойчивого развития. Показано, что устойчивое развитие северных территорий занимает ведущее место в научно-технической политике стран-лидеров мировой науки. Раскрываются методы и практики реализации концепции устойчивого развития, принципов равенства и инклюзивности, меры по сохранению языков и культуры коренных малочисленных народов Севера, развитию разнообразия и вовлеченности. Показано, что значительная часть задач на долгосрочную перспективу, определенных в стратегиях университетов Северной Европы и Северной Америки, направлена на увеличение их вклада в устойчивое развитие регионов, климатически нейтральное общество, снижение неравенство и развитие коренных малочисленных народов. На основе изучения кейсов университетов Финляндии, Швеции, Норвегии, Гренландии, Канады и США даны рекомендации для арктических вузов России по разработке и корректировке ESG-стратегий.
The article presents an analysis of the strategies of universities in Nordic countries and North America to achieve the Sustainable Development Goals. It demonstrates that the sustainable development of northern territories holds one of the first places on the scientific and technical agenda of the leading countries of world science. The article discusses the methods and practices used to implement the concept of sustainable development and the principles of equality and inclusivity. It also discusses measures taken to preserve the languages and cultures of the indigenous peoples in the North, as well as efforts to promote diversity and engagement. It is shown that a significant part of the long-term objectives defined in the strategies of universities in Northern Europe and North America is aimed at increasing their contribution to the sustainable development of regions, a climate-neutral society, reducing inequality and the development of indigenous peoples. Based on the case studies of universities in Finland, Sweden, Norway, Greenland, Canada and the USA, recommendations are given for Arctic universities in Russia on the development and adjustment of ESG strategies.

Стратегии университетов Северной Европы и Северной Америки в области устойчивого развития / В. М. Саввинов, Л. А. Неустроев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - 2 (34). - C. 42-51. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-42-51
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-42-51

5.

Год выпуска: 1998

Количество страниц: 24 с.

Статистический сборник состоит из пяти разделов: Дошкольные образовательные учреждения; Общеобразовательные учреждения; Организация летнего труда и отдыха; Материальная база; Педагогические кадры
6.

Количество страниц: 9 с.

В статье дана характеристика методов оценки вовлеченности различных групп местного населения в процессы управления развитием территориальных систем. Раскрывается феномен вовлеченности сообществ в процессы управления развитием образования. На основе анализа опыта проведения в 2020-2023 гг. оценки вовлеченности сообществ с использованием опросов, глубинных интервью, анализа данных, изучения субъективного мнения пользователей социальных сетей, показана специфика различных методов оценки, необходимость методологической триангуляции.

Саввинов, В. М. Методы оценки вовлеченности сообществ в управление развитием территориальных образовательных систем / В. М. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 72-80. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-72-80
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-72-80

7.

Ответственность: Дмитриева Елена Игоревна (Составитель), Тарабукина Саргылана Христофоровна (Составитель), Бозиев Руслан Сахитович (Автор предисловия и т.п.), Саввинов Василий Михайлович (Редактор)

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 412 с.

В сборнике представлены статьи, выступления и интервью Е.И. Михайловой, доктора педагогических наук, кандидата психологических наук, академика Российской академии образования, президента Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Рассматриваются вопросы реализации институциональных механизмов развития федерального университета, его роли в устойчивом развитии макрорегиона. Раскрываются процессы становления университета как ведущего научно-образовательного и экспертно-аналитического центра опережающего развития Дальнего Востока и Арктической зоны России. Предназначен для широкого круга экспертов и исследователей, занимающихся оценкой развития образовательных организаций высшего образования в условиях глобальных социальных и технологических изменений в мире.

Михайлова, Е. И. Университет - интеллектуальная платформа развития макрорегиона : сборник статей, выступлений, интервью / Е. И. Михайлова ; составители: Е. И. Дмитриева, С. Х. Тарабукина ; автор предисловия Р. С. Бозиев ; под общей редакцией В. М. Саввинова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. — Якутск : Издательский дом СВФУ, 2019. — 399, [4] с. ; ISBN 978-5-7513-2757-6

8.

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 188 с.

В докладе представлены результаты форсайт-исследования будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г. Показаны возможности и риски для сохранения и развития коренных народов республики в динамичных и сложных условиях современного мира. Предложены концепты и модели, позволяющие выстроить "видение" будущего республики и ее коренных народов - концепт воспроизводства "ядра культуры", модель этноса как многоукладной системы и др. На основе анализа статистических данных, научных публикаций, докладов российских и мировых аналитических центров, данных социологического опроса населения республики и Дельфи-опроса региональных экспертов выявлены основные тенденции изменений, вероятные критические ситуации в экономике, демографическом воспроизводстве населения, воспроизводстве языков и культуры коренных народов республики, в сфере политики и управления. Представлены обобщенные образы будущего Республики Саха (Якутия) и поле сценариев - возможных вариантов будущего, очерчен базовый сценарий "желаемого будущего"
9.
Авторы:
Николаев Анатолий Николаевич, Саввинов Василий Михайлович, Кугаевский Александр Андреевич, Павлов Герасим Николаевич, Голиков Алексей Иннокентьевич, Данилов Юрий Георгиевич, Иванов Петр Петрович, Кугунуров Владлен Васильевич, Федоров Михаил Прокопьевич, Ильин Александр Александрович, Куприянов Евгений Николаевич, Григорьев Юрий Михайлович, Филиппов Дмитрий Васильевич, Волкова Татьяна Ивановна, Стрекаловский Василий Николаевич, Харлампиева Надежда Радомировна, Попова Нюргустана Вячеславовна, Федорова Виктория Сергеевна, Алексеева Туяра Егоровна, Федорова София Петровна, Тимофеева Любовь Матвеевна, Малышева Нинель Васильевна, Никифоров Леонид Александрович, Винокуров Афанасий Афанасьевич, Троев Иван Петрович, Нестерева Саргылана Иосифовна, Федоров Святослав Игоревич, Чемезов Анатолий Владимирович, Гуляев Петр Владимирович, Курнева Майя Васильевна, Максимова Дарьяна Дмитриевна, Николаев Петр Николаевич, Ноговицын Иван Михайлович, Оконешников Роман Романович, Лазарева Анисия Кузьминична

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 272 с.

В монографии представлены результаты многолетних исследований по позиционированию российских университетов в современных условиях. На примере Северо-Восточного федерального университета раскрывается роль университета в развитии макрорегиона. Изложены основные методологические подходы к разработке программы развития университета, раскрываются принципы, приоритеты, основные направления и механизмы ее реализации, обеспечивающие устойчивое и динамичное развитие СВФУ на долгосрочный период. Для широкого круга экспертов и исследователей, занимающихся вопросами развития высшего образования, оценкой эффективности деятельности и потенциала вузов в развитии регионов и стран.

Университет - интеллектуальная, инновационная и духовная платформа устойчивого развития макрорегиона : монография / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова ; авторский коллектив: А. Н. Николаев, В. М. Саввинов, А. А. Кугаевский [и др.] ; под общей редакцией А. Н. Николаева. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. – 266, [1] с. : ил. ; 29 см. – ISBN. – 978-5-7513-3083-5 : 600 р. – 500 экз.

10.

Ответственность: Заир-Бек Елена Сергеевна (Прочие), Третьякова Татьяна Васильевна (Прочие)

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 324 с.

В монографии обоснованы теоретические подходы и практические механизмы оценкиуправленияразвитием территориальных образовательных систем в условиях гетерогенности и динамичных изменений среды. Представлены результаты апробации адаптивной модели оценки управления развитием ТОС, направленной на обеспечение сбалансированности системы, снижениеуровня территориальных и социальных диспропорций и учет ценностей, интересов различных социальных групп. Предназначена для широкого круга специалистов органов управления образованием, экспертов и исследователей, занимающихся оценкой развития образования.

Саввинов, В. М. Оценка управления развитием территориальных образовательных систем в условиях гетерогенности среды : монография / В. М. Саввинов. - Якутск: ИД СВФУ, 2019. - 319 с. - ISBN 978-5-7513-2750-7.