Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 412
1.

Количество страниц: 12 с.

Статья посвящена анализу текстов песенной традиции государевых ямщиков как уникального феномена русской народной культуры. Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения нематериального культурного наследия, в частности песенных традиций, отражающих исторические, социальные и эстетические особенности русской жизни XVIII-XIX вв. на территории Республики Саха (Якутия). Песенные тексты этой традиции, объединяющие музыкальные и литературные элементы, играли важную роль в трудовой и эмоциональной жизни ямщиков, но остаются недостаточно исследованными. Анализ музыкальной составляющей песен позволяет глубже понять их жанрово-стилевые особенности, функциональное значение и вклад в развитие русской народной культуры. Проблема заключается в недостаточной изученности песенной культуры ямщиков, которые, будучи важной частью транспортной системы и военной логистики, сформировали самобытный фольклор, насыщенный символикой, образностью и устойчивыми жанровыми признаками. Целью исследования является изучение музыкальных текстов песенной традиции государевых ямщиков, а также выявление их жанрово-стилевых особенностей. Задачи включают в себя: анализ структуры и содержания жанровой специфики музыкальных текстов; выявление мелодических, ритмических и интонационных характеристик музыкальных текстов. Методологической основой исследования стали искусствоведческий анализ и структурно-семантический подход, что позволило изучить тексты в их лексико-синтаксической организации, художественной образности и жанровом своеобразии. Результаты исследования показывают, что каждая из песен демонстрирует тесную связь с определенными аспектами ямщицкой жизни: трудовые песни акцентируют физические и эмоциональные тяготы работы, хороводно-игровые - коллективный характер досуга, солдатские и любовные - личные переживания. Перспективы исследования заключаются в дальнейшем изучении музыкального сопровождения ямщицких песен и их роли в формировании идентичности профессиональных сообществ. Выводы работы способствуют расширению представлений о русском фольклоре и его функциях в социокультурном пространстве.
This article analyzes the texts of the song tradition of the Tsar’s coachmen as a unique phenomenon of Russian folk culture. The relevance of the study stems from the need to preserve intangible cultural heritage, particularly song traditions that reflect the historical, social, and aesthetic features of 18th-19th century Russian life in the Republic of Sakha. The song texts of this tradition, combining musical and literary elements, played a significant role in the working and emotional lives of the coachmen but remain underexplored. The analysis of the musical components of these songs offers a deeper understanding of their genre and stylistic features, functional significance, and contribution to the development of Russian folk culture. The issue addressed is the insufficient study of the song culture of the coachmen, who, as an essential part of the transportation system and military logistics, created a distinctive folklore filled with symbolism, imagery, and stable genre traits. The study aimed to examine the musical texts of the Tsar’s coachmen's song tradition and identify their genre-stylistic characteristics. The tasks included analyzing the structure and content of the musical texts' genre specifics and identifying their melodic, rhythmic, and intonational characteristics. The methodological foundation of the study comprised the art historical analysis and a structural-semantic approach, which allow the examination of the texts in their lexical-syntactic organization, artistic imagery, and genre distinctiveness. The results revealed that each song closely reflects certain aspects of the coachmen's lives: work songs emphasize the physical and emotional hardships of labor; round dance and game songs highlight the collective nature of leisure; and soldier and love songs convey personal emotions. The prospects of the study lie in further exploration of the musical accompaniment of coachmen’s songs and their role in shaping the identity of professional communities. The findings expand the understanding of Russian folklore and its functions in the sociocultural space.

Пильникова, А. Ю.
Анализ музыкальных текстов песенной традиции государевых ямщиков / А. Ю. Пильникова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024. - N 4 (16). - С. 88-99. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-88-99
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-88-99

2.

Количество страниц: 14 с.

Илларионова, Т. В.
Сюжетно-композиционная структура олонхо Хангаласского улуса / Т. В. Илларионова, Ю. Ю. Киприянова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, МБОУ "Качикатская средняя общеобразовательная школа им. С. П. Барашкова" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024. - N 4 (16). - С. 74-87. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-74-87
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-74-87

3.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается наследие Д. М. Говорова-Олонхосут Миитэрэя в современном социокультурном пространстве. Согласно древним учениям, мысль и, особенно, слово, обладают большой созидательной и разрушительной силой, поэтому люди, владеющие этими навыками, считались особыми духовными лидерами наравне с выдающимися шаманами и кузнецами. Благодаря усилиям энтузиаста, записавшего полный текст олонхо, А. Ф. Боярова, мы знаем о его обширном репертуаре, включая олонхо "Мюлджю Беге". Известно, что в 1970-1980-е гг. фольклорное искусство народов России претерпевало упадок. Однако в современных реалиях наблюдается возрождение национального самосознания в форме движения за возрождение традиционной этнической культуры, что приводит к более заметной роли фольклора в общественной жизни, восстановлению его истоков и сохранению традиций. Цель статьи - анализ роли олонхосута в современной культурной среде на примере творчества Д. М. Говорова-Олонхосут Миитэрэя. В данном исследовании применяются историко-типологическое сопоставление и системный анализ современного сказительства. Особое внимание уделяется роли личности олонхосута в контексте современного культурного пространства. Научная новизна статьи состоит в том, что оно впервые рассматривает и анализирует личность олонхосута в контексте современной культурной среды, что до настоящего времени не подвергалось основательному изучению исследователями. Данная работа вносит значительный вклад в понимание роли олонхосута в современной культуре.
The article examines the legacy of Dmitry Govorov - Olonkhohut Miterey in the modern socio-cultural space. According to ancient teachings, thought and, especially, word, have great creative and destructive power; therefore, people who possess these skills were considered special spiritual leaders on a par with outstanding shamans and blacksmiths. Thanks to the efforts of the enthusiast A. F. Boyarov, who recorded the full text of the olonkho, we know about its extensive repertoire, including the olonkho "Mulju Bege." It is known that in the 1970s - 1980s, the folk art of the peoples of Russia was in decline. However, in modern realities, there is a revival of national identity in the form of a movement for the revival of traditional ethnic culture, which leads to a more noticeable role of folklore in public life, the restoration of its origins and the preservation of traditions. The purpose of the article is to analyze the role of the olonkhohut (Olonkho-narrator) in the modern cultural environment using the work of Dmitry Govorov - Olonkhohut Miterey as an example. This study uses historical and typological comparison and a system analysis of modern storytelling. Particular attention is paid to the role of the olonkhohut personality in the context of the modern cultural space. The scholarly novelty of the article lies in the fact that it is the first to consider and analyze the personality of the olonkhohut in the context of the modern cultural environment, which has not been thoroughly studied by researchers to date. This work makes a significant contribution to understanding the role of the olonkhohut in modern culture.

Илларионов, В. В.
Наследие Д. М. Говорова–Олонхосут Миитэрэя в контексте современного социокультурного пространства / В. В. Илларионов, С. И. Федорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024. - N 4 (16). - С. 66-73. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-66-73
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-66-73

4.

Количество страниц: 7 с.

Рассматривается история проведения полевых исследований в местах традиционного проживания юкагиров в Якутии в 1980-е годы. В связи с этим аккумулирован комплекс источникового материала, представленного документами архивов и научной литературой. Проведенная работа позволила определить ключевых факторов исследовательского процесса, выявить и показать основные направления, географию и результаты проведенных изысканий. Осуществлен анализ основных положений, выработанных учеными. Определено, что в течение указанного периода под влиянием развития научной мысли и методологии исследований, а также изменений в общественно-политическом положении в Советском Союзе в 1980-е годы в "структуре" исследовательской деятельности произошли серьезные изменения. В этот период были проведены первые в истории генетико-демографические изыскания, а также оригинальная Колымская лингвоэтнографическая экспедиция. В результате последней, в частности, стал активно пробивать себе позитивный взгляд, показывающий положительную динамику этноконсолидационных процессов, происходящих в среде юкагиров.
The history of field research in the places of traditional residence of the Yukaghirs in Yakutia in the 1980s is considered. In this regard a complex of source material has been accumulated, represented by documents from archives and scientific literature. The work carried out made it possible to identify the key actors in the research process, identify and show the main directions, geography and results of the research. The analysis of the main provisions developed by scientists is carried out. It was determined that during this period, under the influence of the development of scientific thought and research methodology, as well as changes in the socio-political situation in the Soviet Union in the 1980s serious changes have taken place in the “structure” of research activity. During this period, the first in history genetic-demographic research was carried out, as well as the original Kolyma linguo-ethnographic expedition. As a result of the latter, in particular, he began to actively push for himself a positive outlook, showing the positive dynamics of the ethno-consolidation processes of the Yukaghirs.

Сулейманов, А. А.
Научное изучение юкагиров Якутии в 1980 е годы / Сулейманов А. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 116-122. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.019
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.019

5.
Авторы:
Алексеева Сардаана Анатольевна, Долгунова Карина Юрьевна

Количество страниц: 6 с.

Территория Югюлятского наслега в XV1-XVII вв. была занята кочевыми племенами тунгусов, занимавшихся оленеводством и охотой. По переписи 1732-1733 гг. в бассейне реки Вилюй числились следующие волости, называемые в документе родами: в Верхневилюйском ведомстве - Фуглятская, Буягирская, Белдецкая, Шолгонская и другие. В административном отношении территория современного Югюлятского наслега в составе Вилюйского округа четкого определенного устройства не имела, численность местного населения была крайне незначительной при огромной территории обитания. Это объясняется кочевым образом жизни и быта оленеводческо-охотничьих общин бассейна реки Тюнг. А.И. Гоголев включает угулятов к числу монголоязычных племен, которые с Приангарья переселились на Вилюй и начали осваивать этот богатый край и утверждает, что они входили в состав рода туматов. По Г.М. Василевич, в одном из монгольских преданий - это племя записано как угэлэт. Это же название встречено среди маньчжуров и бурят. Б.О. Долгих, изучавший состав якутских родов по ясачным спискам русских казаков XVII в., выяснил, что угуляты под названием "фугляды" обозначены как тунгусы, кочующие по бассейну реки Тюнг, левого притока Вилюя. По этнографическим источникам, Югюлятский наслег состоял из таких родов - Угулятский род, Нахаринский род, Жарханский род, Чордутский род, Кондагирский род, Тырыкатский и Намский род. В 1822 г. согласно "Устава об управлении инородцев Сибири" Второй ясачной комиссией роды угулэт, осогостох, чорду, шологон, бэти, джоху, кальтакуль и хатыгин были причислены к тунгусам и поэтому получили статус бродячих. Они освобождались ото всех сборов, кроме ясака, и имели право беспрепятственного перехода из округа в округ. По состоянию на 1824 г. угуляты Вилюйского округа состояли из 269 мужчин и имели 133 оленя. Можно предполагать, что общее население составляло более полтысячи человек. Среди них упоминались не только Һбродячиеһ, т.е. кочевые, но и Һоседлыеһ - частично перешедшие к скотоводству. Таким образом, по историко-этнографическим источникам, Югюлятский наслег образовался из нескольких родов, в основном как тунгусских, так и якутских. В результате массового переселения в XVII-XVIII вв. среднеленских якутов происходят ассимилятивные процессы, т.е. смешение кочевников-оленеводов с оседлыми скотоводами якутами.
The territory of the Yugulat nasleg in the XVI-XVII centuries was occupied by nomadic Tungus tribes engaged in reindeer herding and hunting. According to the census 1732- 1733 years in the basin of the Vilyui river was listed the next parish, called in the document childbirth in Verhneviljujsk office - Fuglatskaya, Buyagirskaya, Beldetskaya, Sholgonskaya and others. Administratively, the territory of the present-day Yugyulatsky nasleg as part of the Vilyuysky district did not have a clear defined structure. The local population was extremely small with a huge area of habitat. This is explained by the nomadic way of life and everyday life of the reindeer herding and hunting communities of the Tung river basin. A. 1. Gogolev includes the ugulyats among the Mongol-speaking tribes that moved from the Angara region to vilyu and began to develop this rich region, and claims that they were part of the Tumat. By G.M. Vasilevich, one of the Mongolian legends of thistribe is recorded as Yugulat. The same name is found among the Manchus and Buryats. Long, who studied the composition of the Yakut childbirth yasak lists of Russian Cossacks in the XVII century, found that ygulati called "fygledi" is designated as the Tungus, wandering the pool Tyung River the left tributary of the Vilyui. On ethnographic sources, Yguletskii nasleg consisted of such families - Yugulyatsky rod, Nakharinskiy kind Zharkhanski rod, Chordytski rod, Kondagirskii rod, Tyuryukatski and Namskyi family. In 1822 according to the "Charter on the management of foreigners Siberia” the Second yasak Commission childbirth ugulat, oogostok, chordyu, shologon, bety, dzhokhy, kaltakul and khatygin were numbered among the Tungus and therefore received the status of a stray. They were exempt from all fees except yasak, and had the right to move freely from district to district. As of 1824, the ugulyats of the vilyuysky district consisted of 269 men and had 133 deer. We can assume that the total population was more than five hundred people. Among them were mentioned not only "wandering”, i.e. nomadic, but also "settled" - partially transferred to cattle breeding. Thus, according to historical and ethnographic sources, the present Yugyulat nasleg was formed from several genera, mainly both Tungus and Yakut. As a result of mass migration in the XVII-XVIII centuries, srednelenskih Yakuts occur assimilative processes, ie, mixing nomads-reindeer herders with settled pastoralists Yakuts.

Алексеева, С. А.
Югюлятцы Вилюйского улуса Якутии: проблемы этногенеза и этнической истории / Алексеева А.С., Долгунова К. Ю. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, МБОУ "Югюлятская СОШ им. И. В. Яковлева" // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 111-116. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.018
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.018

6.

Количество страниц: 6 с.

В статье гипотетически разбираются этапы этногенеза эвенкийского народа на территории современной Якутии. Сначала изучается субстрат палеоазиатского происхождения, восходящий к населению неолитического периода. Следующим был тюрко-монгольский этап, связанный с этнонимами тунгус, эвенк [увань]. Сложность этногенеза алтайских народов показывает тот факт, что самоназвания монгол и саха возможно восходят к древним этнонимам тунгусо-маньчжурских народов сахалянь мохэ. Считается, что этноним эвен впервые зафиксирован в форме "оленного" народа увань в Южном Забайкалье VII в. В китайской и российской историографии увани считаются потомками древних ухуаней. В этногенезе эвенков просматривается участие монгольского компонента, связанного с бродячими родами племени да-шивей. Их можно назвать по 106 томками монголоязычного народа сяньби, которых в монгольской традиции обозначали этнонимом хор, хори. Эвенкийские этнонимы, схожие с монгольскими, следует отнести к монгольскому субстрату в этногенезе эвенков.
The problem article discusses the stages of ethnogenesis of the Evenki people in the territory of modern Yakutia. First, a substrate of Paleo-Asian origin is studied, dating back to the population of the Neolithic period. Then came the Turkic-Mongolian stage, associated with the ethnonyms Tungus, Evenk (Uvan). The complexity of the ethnogenesis of the Altai peoples is shown by the fact that the self-names of the Mongols and Sakha possibly go back to the ancient ethnonyms ofthe Tungus-Manchu peoples of the Sakhalin Mohe. It is believed that the ethnonym Even was first recorded in the form of the "deer” people of Uvan in the southern Transbaikalia of the 7th century. Wuhan in Chinese and Russian historiography are considered the descendants of ancient Wuhan. In the ethnogenesis of the Evenks, one can see the participation of the Mongolian component associated with stray tribes of the Da Shivei tribe. They can be called the descendants of the Mongol-speaking people of the Syanbi, who in the Mongol tradition were designated the ethnonym Chorus, Hori. Evenki ethnonyms similar to Mongolian ones should be attributed to the Mongolian substrate in the ethnogenesis of Evenki.

Ушницкий, В. В.
Этапы заселения предками эвенков территории Якутии / Ушницкий В. В. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей /ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 106-111. - DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.017
DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.017

7.

Количество страниц: 5 с.

При рассмотрении проблемы происхождения якутов (саха) до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы об идентификации автохтонных племен, принимавших участие в сложении якутского народа и этнокультурных взаимовлияниях с ними пришлых этнических групп. В якутских преданиях упоминаются "ставшие ветром" хара-сагылы, загадочные саха с "продолговатыми головами", воинственные туматы/дьирикинэй юнкгээбил (юкагиры), майааты (нганасаны), саамай (общее название самодийцев), дьураак (юраки - устаревшее название ненцев). На основе анализа данных этнографии и фольклора предпринята попытка реконструкции облика самобытной культуры автохтонных племен. Комплексные исследования материалов археологии и антропологии свидетельствуют о присутствии древних этнокультурных связей между предками якутов и современными палеоазиатскими и самодийскими народами. Часть древних родов аборигенов, по всей вероятности, в дальнейшем была инкорпорирована скотоводами и влилась в состав формирующегося якутского народа.
When considering the problem of the origin of the Yakuts (Sakha), there are still insufficiently studied questions about the ethnocultural interactions of local and foreign ethnic groups, the identification of autochthonous tribes that took part in the formation of the Yakut people. The Yakut legends mention the "became wind” hara-sagyls, the mysterious Sakha with "oblong heads”, warlike tumats I dirikinei yunkgeebil (Yukagirs), mayaats (Nganasans), Samay (common name for Samoyeds), dyuraak (yurats - outdated). Based on the analysis of ethnographic and folklore data, an attempt was made to reconstruct the appearance of the original culture of autochthonous tribes. Comprehensive studies of materials of archeology and anthropology indicate the presence of ancient ethnocultural ties between the ancestors of the Yakuts and modern Paleo-Asian and Samoyed peoples. Part of the ancient native clans, in all likelihood, was later incorporated by herders and joined the composition of the emerging Yakut people.

Бравина, Р. И.
Самодийский след в якутской культуре / Бравина Р. И. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 102-106. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.016
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.016

8.

Количество страниц: 8 с.

Юкагиры - один из древнейших и малочисленных народов северо-востока Сибири (1603 чел. согласно переписи 2010 г.), представленный сегодня двумя локальными группами - юкагирами тундры (вадулы) и тайги (одулы). Статья посвящена оленеводческой лексике тундровых юкагиров, проживающих в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия) и хозяйственная деятельность которых связана с оленеводчеством, охотой, рыбалкой и собирательством. Актуальность предпринятого исследования определяется не только статусом юкагирского языка как исчезающего и недостаточно исследованного (менее 40 носителей), но также необходимостью уточнения степени исконности и разработанности лексики оленеводства, что позволит несколько изменить ранее предписанные представления о юкагирах лишь как заимствующей культуре в этой отрасли. В рамках темы, посвященной лексике традиционной хозяйственной деятельности юкагиров, автор рассматривает лексику, связанную с названиями оленей в языке тундровых юкагиров. Выявленные лексемы ранжированы по девяти лексико-семантическим группам по признаку пола, масти, рогов, нрава, физиологического состояния, хозяйственного применения отдельной особи или характеристики стада в целом, значимости в упряжке и мировоззренческих традициях. Проведен семантический и морфологический анализ рассматриваемых лексем. Выявлены исконные и привнесенные главным образом из тунгусских языков оленеводческие термины.
The Yukaghirs are the most ancient and minority people of northeastern Siberia (1603 people according to All-Russian population census in 2010). Nowadays there are two local groups of Yukaghirs, presented by Tundtra (wadul) and Taiga one (odul). The paper considers the reindeer vocabulary in Tundra Yukaghir. The Tundra Yukaghirs live in the Lower Kolyma region of Sakha Republic (Yakutia) and are occupied in reindeer breeding, hunting, fishing and gathering. The significance of the research is highlighted by not only a status of the Yukaghir language as endangered and poorly studied (less 40 speakers), but also a need to clarify a native and diversified degree of the reindeer vocabulary, thereby allowing to change the prescribed views on the Yukaghirs as a borrowing culture in this economic activity. Under the research theme devoted to the economic activities lexicon in Tundra Yukaghir the author analyzes lexemes related to reindeer names. The lexemes are ranked in nine lexical and semantic groups by gender, color, antler, character, physiological state, household use of an animal or herd characteristics, place in a team and worldview traditions. The semantic and morphological analysis is carried out. In addition to native lexemes, reindeer terms transferred from Tungusic languages are also identified.

Курилова, С. Н.
Наименования оленя в языке тундровых юкагиров / Курилова С. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 82-89. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013

9.

Количество страниц: 5 с.

В статье на основе собственных полевых материалов рассматриваются традиционные календарные обряды и обычаи северных тунгусов - эвенов и эвенков. Анализируются основные ритуалы календарных праздников: очистительные обряды, а также обряд приобщения к родовому огню. Данные обряды рассматриваются в связи с образом "холода". Многомерный образ "холода" и рецепции "переживания" им стали важными концептами культурного наследия северных сообществ, как сложная многофункциональная система: это и символическая практика, и уникальные экологические традиции, связанные с холодом, и "жизненные и природные сценарии". Традиционное мировоззрение, ментальная картина мира коренных народов Севера формировались в тесной связи с окружающей его экологической системой. Веками выработанные ментальные ценности и установки, связанные с северной экосистемой, выступают как символическая коммуникация освоения суровых пространств. Эти нормы экологической этики являются одними из самых важных составляющих жизнедеятельности и культуры коренных народов и соотносятся с общими этическими принципами взаимодействия с окружающей средой. Эти уникальные знания и локальные верования до сих пор сохраняются в повседневной и сакральной практике коренных народов Севера. В статье в рамках когнитивной семиотики автором проанализированы ценностные установки и знаково-символическая программа коммуникативных и поведенческих стратегий тунгусов, которые выступали как этническая составляющая образа "северного человека" и "холодного мира". Выявлено, что именно концепты, связанные с холодом сформулировали основные постулаты культуры гостеприимства. Так, выявляется как антипод "холодного мира”- "теплое" гостеприимство, в котором основными константами выступают ритуалы встречи и почитания гостя. Анализ локальных текстов культуры (знаковые места, праздники и обряды, ритуал, фольклор и др.) показывает семантическую связь мифоритуального мира с природным ландшафтом, который основывается на этических нормах поведения и обладает ориентирующим и регулирующим потенциалом.
The article, based on its own field materials, examines the traditional calendar rites and customs of the northern Tungus - Evens and Evenks. The main rituals of calendar holidays are analyzed: cleansing rites, as well as the rite of admission to the birth fire. These rites are considered with the image of "cold.” The multidimensional image of "cold” and the reception of "experience" he became important concepts of the cultural heritage of northern communities, as a complex multifunctional system: this is both symbolic practice and unique ecological traditions associated with cold, and "life and natural scenarios." The traditional worldview, the mental picture of the world of the indigenous peoples of the North was formed in close connection with the environmental system surrounding it. For centuries, the developed mental values and attitudes associated with the northern ecosystem have acted as a symbolic communication for the development of harsh spaces. These standards of environmental ethics are one of the most important components of indigenous peoples’ lives and cultures and relate to the general ethical principles of interaction with the environment. These unique knowledge and local beliefs are still preserved in the daily and sacred practices of the indigenous peoples of the North. So, on the basis of modern field observations, etiquette settings in the festive space, as well as a culture of hospitality among Evens and Evenks, are considered. In the article in the framework of cognitive semiotics, the author analyzed the value settings and the sign-symbolic program of communicative and behavioral strategies of the Tungus, which acted as an ethnic component of the image of the "northern person" and the "cold world." It was revealed that it was the concepts associated with the cold that formulated the main postulates of the culture of hospitality. So, it is revealed as an antipode of the "cold world” - "warm” hospitality, in which the main constants are the rituals of meeting and honoring the guest. Analysis of local texts of culture (iconic places, holidays and rites, ritual, folklore, etc.) shows the semantic connection of the mythoric world with the natural landscape, which is based on ethical standards of behavior and has guiding and regulatory potential.

Варавина, Г. Н.
Календарная культура северных общностей: традиции, обрядность, символика (на примере эвенов и эвенков) / Варавина Г. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 70-74. - DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011
DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011

10.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается вклад Г. М. Василевич в изучении тунгусского кафтана, типологизации его вариантов по этническим группам, выявлении устойчивых признаков раскроя кафтана, характерных для определенных регионов: конструктивные особенности раскроя кафтана, используемый материал и его предназначение.
The article considers the contribution of G.M. Vasilevich to the study of the Tungussky caftan, typology of its variants by ethnic groups, identification of stable signs of caftan cutting characteristic of certain regions: design features of the caftan cutting, material used and its purpose.

Акимова, В. С.
Вклад Г. М. Василевич в типологизацию эвенкийского (тунгусского) кафтана / Акимова В. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей /ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 67-70. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010