Никонова Надежда Ильинична

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Филологический факультет ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: ni.nikonova@s-vfu.ru, nikon_nad@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. пед. наук

Область научных интересов: Обучение стратегиям чтения, анализ и интерпретация художественного текста, проблемы современного урока, диалог литератур

ID Автора: SPIN-код: 6675-2950, РИНЦ AuthorID: 586638, ORCID: 0000-0001-6282-3828

Документы 1 - 4 из 4
1.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37)

Количество страниц: 10 с.

В статье анализируются исследования учёных по проблеме экологического воспитания будущих учителей русского языка и литературы в процессе профессиональной подготовки с учётом современных реалий. Проведено пилотное исследование по изучению значимости эко-воспитания и актуальных экологических проблем Республики Саха (Якутия). В опросе приняли участие студенты педагогического направления филологического факультета в количестве 52 респондентов. Результаты обследования демонстрируют, что 71% обучающихся имеет представление об экологии как науке, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и их средой обитания; 59% - уверены, что изменения в климате обусловлены негативными влияниями человека на природу. Кроме этого, установлены наиболее актуальные локальные экологические проблемы, такие как "пожары" (57%), "загрязнение рек, озёр, водоёмов" (37%), "браконьерство" (9%) и пр. Выявлено, что только одна пятая часть студентов готова заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения в будущем, в своей профессиональной деятельности. В связи с этим авторами предложен и описан педагогический опыт изучения художественных текстов региональных авторов, почитающих и уважающих национальные культурные ценности по отношению к окружающей среде, в рамках дисциплин "Модуля воспитательной деятельности". Так, проанализировано стихотворение М. Д. Ефимова "Ода вечной мерзлоте" с точки зрения выявления концепта "холод", который насыщен большим количеством лексем и словосочетаний, в том числе метафорических. Авторы акцентируют внимание на том, что концепт "холод" (в вариациях "мороз", "зима", "вечная мерзлота") является экологическим ресурсом будущих поколений в контексте сохранения культурной и национальной идентичности.
The article analyzes the research of scholars on the issue of environmental education of future teachers of Russian language and literature in the process of professional training taking into account modern realities. A pilot study was conducted to study the importance of eco-education and current environmental problems in the Sakha Republic (Yakutia). The survey covered 52 students of the pedagogical direction of the Faculty of Philology. The results of the survey show that 71% of students have an idea of ecology as a science that studies the interaction of living organisms with each other and their habitat; 59% are sure that climate change is due to the negative impact of humans on nature. In addition, the most pressing local environmental problems were identified, such as fires (57%), pollution of rivers, lakes, reservoirs (37%), poaching (9%), etc. It was revealed that only one fifth of students are ready to engage in environmental education of the younger generation in the future, in their professional activities. In this regard, the authors propose and describe the pedagogical experience of studying literary texts of regional authors who honor and respect national cultural values in relation to the environment, within the framework of the disciplines of the “Module of educational activity”. Thus, the poem by M. D. Efimov “Ode to permafrost” is analyzed from the point of view of identifying the concept of “cold”, which is saturated with a large number of lexemes and phrases, including metaphorical ones. The authors emphasize that the concept of “cold” (in variations of “frost”, “winter”, “permafrost”) is an ecological resource for future generations in the context of preserving cultural and national identity.

Никонова, Н. И. К вопросу экологического воспитания будущих учителей-словесников в процессе профессиональной подготовки: региональный контент / Н. И. Никонова, С. Ю. Залуцкая ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37). - С. 15-24. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-15-24
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-15-24

2.

Количество страниц: 3 с.

Актуальность исследования: формирование российской гражданской идентичности обучающегося невозможно без учета поликультурного воспитания, основанного на диалоге различных культур. При сопоставительном анализе художественных произведений разных народов ученики видят национальное и самобытное, общее и различное, "чужое и свое". Цель статьи: рассмотреть специфику поликультурного воспитания школьников на уроках литературы через диалог культур. Задачи исследования: определение направлений поликультурного воспитания учеников на уроках литературы; сопоставление главных образов героев сказок "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо" и "Хороший Юдьюйэн" в 5 классе; выявление элементов русской и якутской национальной культуры в фольклорном жанре. Методы: анализ научно-педагогической литературы; изложение практического материала. Результаты: охарактеризована специфика поликультурного воспитания обучающихся на уроках литературы; представлен сопоставительный анализ сказок, основанный на диалоге русской и якутской культуры.
The relevance of the study lies in the fact that the formation of a student's Russian civic identity is impossible without taking into account multicultural education based on the dialogue of different cultures. In a comparative analysis of the works of art of different peoples, students see the national and original, common and different, "foreign and their own". The purpose of the article is to consider the specifics of the multicultural education of schoolchildren in literature lessons through the dialogue of cultures. The research objectives are to determine the directions of multicultural education of students in literature lessons; comparison of the main images of the heroes of the fairy tales “Ivan - a peasant son and a miracle Yudo” and “Good Yuduyen” in the 5th grade; to reveal the elements of Russian and Yakut national culture in the folklore genre. The methods are analysis of scientific and pedagogical literature; presentation of practical material. The results are as follows: the specifics of multicultural education of students in literature lessons are characterized; a comparative analysis of fairy tales based on the dialogue of Russian and Yakut culture is presented.

Никонова, Н. И. Поликультурное воспитание школьников на уроках литературы: диалог культур / Н. И. Никонова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 11 (140). - С. 112-114.

3.

Количество страниц: 4 с.

Актуальность исследования: обращение к когнитивным визуальным продуктам на уроках литературы обусловлено требованиями образовательного процесса, особенностью восприятия и анализа информации обучающимися, скоростью развития инноваций в современной жизни. Цель: проанализировать использование технологии концепт-карт при изучении художественных произведений в школе. Задачи исследования: описание технологического процесса создания концепт-карт; рассмотрение портретной характеристики Г. Печорина (М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"), выявление авторского отношения в стихотворении А.А. Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека…" через создание концепт-карт на уроках литературы. Методы: анализ научно-педагогической литературы; обобщение практического материала. Результаты: охарактеризованы особенности применения концепт-карт; представлена технология применения концепт-карт на примере конкретных произведений.
The relevance of the study is explained by the appeal to cognitive visual products in literature lessons, which is due to the requirements of the educational process, the peculiarity of the perception and analysis of information by students, the speed of development of innovations in modern life. The purpose is to analyze the use of concept map technology in the study of works of art at school. The research objectives are description of the technological process of creating concept maps; consideration of the portrait characteristics of G. Pechorin (M.Yu. Lermontov “Hero of Our Time”), identification of the author's attitude in A.A. Blok's poem “Night, street, lamp, pharmacy ...” through the creation of concept maps in literature lessons. The research methods are analysis of scientific and pedagogical literature; generalization of practical material. Results: the features of the use of concept maps are characterized; the technology of using concept maps is presented on the example of specific works.

Никонова, Н. И. Изучение художественных произведений: технология концепт-карт / Никонова Н. И., Алдухова А. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 10 (139). - С. 41-44.

4.
Авторы:
Дьяконова Юлия Александровна, Никонова Надежда Ильинична

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматриваются особенности создания литературной региональной карты в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Образовательная среда способствует совершенствованию информационных компетенций, творческих и исследовательских способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях по литературе. Описаны этапы создания региональной литературной карты в МБОУ "Майинский лицей им. И. Г. Тимофеева" МР "Мегино-Кангаласский улус"

Дьяконова, Ю. А. Создание литературной региональной карты в 6 классе / Ю. А. Дьяконова, Н. И. Никонова // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 83-85