Никифорова Саргылана Валентиновна (1959)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: sv.nikiforova@s-vfu.ru, nsv2107@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. культурологии

Область научных интересов: Культура повседневности, культурные индустрии, творческие индустрии, аксиология культуры, природа творчества, теория и история народного искусства,социальная и культурная антропология, циркумполярная регионалистика, проблемы становления идентичности, коллективная культурная память

ID Автора: SPIN-код: 6329-5757, РИНЦ AuthorID: 395832, ORCID: 0000-0002-4875-1757

Документы 1 - 8 из 8
1.

Количество страниц: 11 с.

Предложен опыт определения культурологического ракурса исследования музыкального искусства. Музыка рассматривается в контексте ее воздействия на культуру: отбор персоналий определен вкладом и влиянием их на изменение культурного поля в национальном регионе, степенью участия в трансляции культурного опыта. Ситуация в национальной культуре уникальна тем, что на глазах современников разворачивается социокультурный эксперимент по становлению синтезов классического европейского искусства с национальными музыкальными традициями народов Севера. Этот опыт ожидает рефлексии носителей культуры, в чью повседневность входят и постоянный музыкальный фон из гаджетов; театр оперы и балета, филармония, музыкальная школа. Искусствоведы и музыковеды исследуют профессиональные проблемы становления академического искусства, но не менее востребовано осмысление данного феномена эстетиками, философами и культурологами: как, в связи с этим, меняется город, республика, молодежь, культура в целом. Рассмотрены варианты анализа изменения культурной ситуации, в частности, как меняются элитарная, народная и массовая формы якутской национальной культуры. Предложен эксперимент по выделению специфики культурологического анализа, его отличия от искусствоведческого и собственно музыковедческого. Обозначены проблемы, связанные с особенностями трансляции культурного опыта на различных уровнях: локальном, региональном, национальном. Культурологический подход предполагает анализ аспектов становления художественной урбанистики, который здесь только назван. Перспективы культурологических исследований представляются в изучении проблем становления провинциального музыкального центра в рамках художественной урбанистики как актуальные музыкальные практики в культурном пространстве Якутска, регулятивные практики.
The experience of determining the culturological perspective of the study of musical art is proposed. Music is considered in the context of its impact on culture by selection of personalities is determined by their contribution and influence on changing the cultural field in the national region and degree of participation in broadcasting cultural experience. The situation in the national culture is unique in that a socio-cultural experiment is unfolding in front of contemporaries in the formation of syntheses of classical European art with the national musical traditions of the peoples of the North. This experience awaits the reflection of cultural bearers, whose everyday life includes a constant musical background from gadgets, opera and ballet theater, philharmonic society, and music school. Art critics and musicologists are exploring the professional problems of the formation of academic art, but the understanding of this phenomenon by aesthetics, philosophers and culturologists is no less in demand: how, in connection with this — the city, republic, youth, culture are changing in general. The options for analyzing changes in the cultural situation are considered how the elite, folk and mass forms of the Yakut national culture is changing. It is proposed an experiment to highlight the specifics of culturological analysis, its differences from art history and musicological it self. The problems associated with the peculiarities of the translation of cultural experience are identified at various levels — local, regional and national. The culturological approach presupposes an analysis of the aspects of the formation of artistic urbanism, which is just named here., Prospects for cultural studies are presented in the study of the problems of the formation of a provincial music center in the framework of artistic urbanism, as actual musical practices in the cultural space of Yakutsk and regulatory practices.

Никифорова, С. В.
Культурологические ракурсы музыковедческих исследований в Республике Саха (Якутия) / Никифорова С. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор,[автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 22-32.
DOI: 10.33910/2687-1262-2019-1-2-134-140

2.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2023

Количество страниц: 345 с.

В сборник включены статьи, тезисы участников Межрегиональной научно-практической конференции "Культурный текст народа саха в творчестве Мастера Мандар Уус ааҕыылара—2020", проходившей 5 ноября 2020 г. г. Якутск. Сборник научных работ предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов гуманитарных направлений, филологов, культурологов, фольклористов и может быть полезен для тех, кто интересуется изучением культуры народов Российской Федерации
3.

Количество страниц: 5 с.

Статья о современных методах этнографического кино.

Никифорова С. В. Современные методы полевой работы - этнографическое кино / С. В. Никифорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 2 (2). - C. 47-52.

4.

Количество страниц: 18 с.

Биографический бум, который переживает якутская культура, является объективным отражением общекультурной тенденции, получившей название "биографический поворот". Применительно к культурологии подобные процессы представлены в исторической персонологии, что свидетельствует об изменении представлений о роли личности в социально-культурных процессах. Предложен опыт мозаичной (выборочной) реконструкции персональной биографии человека, который, будучи разносторонне талантливым, своим творчеством формировал идентичность народа саха и на протяжении трех десятилетий, практически в одиночку удерживал аутентичность якутской культуры в условиях социального эксперимента – "строительство коммунизма". Обозначены подходы, характеризующие природу творчества народного мастера. Уникальный опыт С.А. Зверева (1900‒1973) представляет культурное достояние народа саха, по сути, память культуры. В формате мифологического сознания – особого видения мира творцом, – которое в якутском языке обозначается категорией анаар, указанное состояние определяется как умение охватить необозримое; жестом, мелодией и словом постичь, передать и выстроить систему репрезентаций философии народа. Всем этим в силу природного дара и жизненного опыта владел С.А. Зверев. Поэтому, при непосредственном его участии, оказался возможен синтез архаических аутентичных форм культуры с большими жанрами западноевропейских академических профессиональных форм культуры (первые якутские балет и опера). Представлена еще одна попытка определить масштаб личности и сформулировать обоснование для определения роли творца в культуре народа. На примере творческих исканий сказителя, постановщика танцев, реконструктора обрядовых практик рассмотрена специфика перехода от бесписьменных форм культуры к письменным

Никифорова, С. В. Энциклопедизм и свобода творчества С. А. Зверева–Кыыл Уола / С. В. Никифорова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия Экономика. Социология. Культурология". - 2022, N 3 (27). - С. 7-24.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.66.96.001

5.

Количество страниц: 9 с.

Представлен опыт реконструкции архаических форм повседневности в культуре якутов. Автор, опираясь на анализ описания обрядов, стандартных музейных экспозиций, фольклорных текстов, - восполняет лакуны в представлениях повседневности о базовых координатах жизни человека: времени и пространстве традиционной культуры.

Никифорова, С. В. Конструирование образов повседневности (из опыта реконструкции традиционной повседневности якутов) / С. В. Никифорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - N 46. - С. 16-23.

6.

Количество страниц: 10 с.

Никифорова, С. В. О "поворотах" в культуре и культурологии / С. В. Никифорова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Экономика. Социология. Культурология" - 2017, N 1 (05). - С. 63-72.

7.

Количество страниц: 12 с.

Яковлев, В. В. Роль рекламной ледовой скульптуры в ландшафтном дизайне Якутска / В. В. Яковлев, С. В. Никифорова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Экономика. Социология. Культурология" - 2018, N 2 (10). - С. 43-53.

8.

Количество страниц: 12 с.

Никитина, А. К. История одной фотографии : (опыт визуально-антропологического анализа) / А. К. Никитина, С. В. Никифорова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Экономика. Социология. Культурология" - 2020, N 1 (17). - С. 29-40.
DOI: 10.25587/SVFU.2020.17.1.002