Тематические подборки
Картинка коллекции
Республика Татарстан — республика в составе Российской Федерации. Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района. Расположена в месте слияния двух крупнейших рек Волги и Камы.
В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трёх типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.
Славу татарской культуры составили классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие.
Первые татарские переселенцы появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. В наши дни, по данным последней Всероссийской переписи населения, в Якутии проживает свыше 8 тысяч татар. В республике образована общественная организация «Татарский культурный центр «Туган Як» (Родной край). Действуют национальные общественные организации в Якутске, Алдане, Мирном и Нерюнгри.

В подборку вошли издания по истории, этнографии, культуре, языку татарского народа, издания, раскрывающие взаимосвязь Якутии и Татарстана, переводы произведений татарских писателей на якутский язык.
В 1875 году была создана Казанская переводческая комиссия для издания инородческих переводов. С 1881 года были переизданы «Каноник», «Букварь для якутов», «Первоначальный учебник русского языка для якутов», «Евангелие от Матфея» и другие книги, которые представлены в отдельном разделе.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 15
1.

Количество страниц: 12 с.

Белекова, А. Т. Квалитативные задачи субъектов Российской Федерации в реализации стратегий ЮНЕСКО : (на основе сравнительного анализа деятельности Татарстана и Якутии) / А. Т. Белекова ; Министерство иностранных дел Российской Федерации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". — 2020. — N 2 (18). — C. 10-20.

2.

Год выпуска: 2017

Номер (№): 12

Количество страниц: 100 с.

На основании решения Якутского бюро ВКП (б) в октябре 1926 г. вышел первый номер журнала "Чолбон", как орган политпросвета Наркомпросздрава ЯАССР и культурно-просветительного общества "Саха омук", на якутском языке. Название несколько раз менялось, сначало на "Кыhыл ыллык" ("Красная тропа"), который выходил с 1930 г. до 1938 г., на альманах "Художественная литература" в 1938-40-е годы, а с 1940 г. на сборник литературы и критики "Хотугу сулус". Эти журнал, альманах, сборник решением заседаний бюро обкома ВКП (б) (13 ноября 1933 г., 19 марта 1938 г.) были четко определены как орган Союза писателей Якутии. На заседаниях бюро рассматривались вопросы освещения развития якутской литературы, о работе среди писателей в республике. Сборник I Съезда писателей Якутии (июль 1939 г.) стал выходить под названием "Хотугу сулус" (с 1940 г.). На заседании бюро Якутского обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 г. рассмотрен вопрос "О мерах дальнейшего развития якутской художественной литературы" и разрешено выпускать вместо сборника альманах художественной литературы "Хотугу сулус" с периодичностью один раз в 2 месяца. За 1943-1956 гг. вышло 76 альманахов. А постановлением бюро обкома КПСС от 11 апреля 1956 г. этот альманах реорганизован в литературно-художественный и общественный журнал "Хотугу сулус" – орган Союза писателей Якутии. Журнал выходил 6 раз в год: 4 номера на якутском, 2 номера на русском языках. Потом под одной редакцией наряду с журналом "Хотугу сулус" стал выходить журнал на русском языке "Полярная звезда". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1976 г. за заслуги в развитии многонациональной литературы, в связи 50-летием со дня выхода первого номера, журнал "Хотугу сулус" был награжден орденом "Знак Почета". 6 декабря 1989 г. вышло постановление бюро обкома КПСС "О создании самостоятельных редакцией журналов "Хотугу сулус" и "Полярная звезда", а с 1 января 1999 г. журнал получил свое первоначальное название "Чолбон". Главными редакторами журнала работали виднейшие писатели и опытные журналисты, как А.И. Софронов, Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, В.М. Новиков - Кюннюк Урастыров, С.Р. Кулачиков-Эллэй, Н.Г. Золотарев-Николай Якутский, В.С. Яковлев – Далан, Д.В. Кириллин, А.А. Егоров, С.Н. Горохов, П.П. Никитин
3.

Количество страниц: 12 с.

Никитина, С. Е. Татары и башкиры / С. Е. Никитина // Якутия - наш общий дом : очерки истории народов Республики Саха (Якутия). – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2012. – С. 72-82.

5.

Количество страниц: 14 с.

Ушницкий, В. В. Историографический обзор версий о происхождении саха от современных тюрко-монгольских народов / В. В. Ушницкий ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации : материалы Международной научной конференции (25-27 ноября 2012 года) - Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 218-231.

6.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена трактовке концепции о татарском происхождении народа саха. В её основе лежит анализ легенд о его прародителях Омогое и Эллэе и историография вопроса. В якутском фольклоре в качестве предков саха упоминаются Һтатаарыһ и человек по имени Татаар-тайма, который считается отцом Эллэя. В данной статье проанализированы сведения о центральноазиатских татарах, имеющиеся в древнетюркских рунических надписях, в китайских источниках династий Тан, Сун, Ляо, Цзинь. Одни ученые древности относят татар к могущественному племени, ранее доминировавшему в Центральной Азии. Другие относят центральноазиатских татар к тюркоязычным народам, имеющим свой отдельный язык. Современные ученые, изучив сведения рунических памятников и китайских источников различных династий, пришли к выводу, что в этногенезе буир-нурских татар принимали участие также хэйчэзцы-шивэй, т.е. тележные канглы и ираноязычные согдийцы - сог-по. Канглы в составе буир-нурских татар сопоставляются с кангаласцами среди саха. Индо-, ираноязычный компонент в составе саха, возможно, восходит к участию иранского компонента в этногенезе центральноазиатских татар.
The article is devoted to the interpretation of the concept of the Tatar origin of the Sakha people. This opinion is prompted by the analysis of the legends about the forefathers of the people Omogoe and Ellaei and the historiography of the question. In Yakut folklore, as the ancestors of Sakha are mentioned “Tataars” and a man named Tataar-taima, who is considered the father of Ellaei. This article analyzes information about the Central Asian Tatars found in the Ancient Turkic runic inscriptions, in the Chinese sources of the Tang, Song, Lyao, and Jin dynasties. In the writings of Rashid al-Din, they act as a mighty tribe that had previously dominated Central Asia. Mahmudal-Kashgari refers the Central Asian Tatars to the Turkic-speaking peoples who have their own language. S.G. Klyashtorny and Yu.A. Zuyev after studying the information of runic monuments and Chinese sources of different dynasties came to the conclusion that in the ethnogenesis of the Buir Nur Tatars took place also Heihez-Shiwei, i.e. cart Kanglies and Iranian-speaking Sogdians - sog-po. Kangly in the Buir Nura Tatars are compared with the Kangalas among the Sakha. Indo-, Iranian-speaking component in Sakha may be traced back to the participation of Iranian component in the ethnogenesis of the Central Asian Tatars. In the works of Abulgazi and Rashid-ad-Din there is news of the flight of the remains of Tatars to the Angara River. These messages are identified with the folklore sources of the sakha about the flight of people from the tribe “tataar”, defeated in the war against the people of “nuucha”. Proto-Yakutian Ust-Tal'kin archeological culture of the 12th - 14th centuries in the Southern Priangarie it is associated with the usutu-mangun tribe. The ethnonym Usutu-mangun is reconstructed as water Mongols. This tribe, according to European travelers, is identical to the tribe of the Tatars. The ethnonym of the Mongol was one of the ancient self-names of Sakha. In the Angara Tatars or Alakchin there was a Manga region, whose name is similar to the name of the Yakut ulus Mange. Folklore, linguistic, ethnographic and anthropological data testify to the common ancestors of Sakha and Buryat-Bulagat. This coincides with the conclusion of archaeologists that the Ust-Tal'kin culture simultaneously belongs to the Mongolian ancestors of the Buryats - the Bulagat tribe, and the Turkic-speaking Sakha ancestors.

Ушницкий, В. В. Татары Центральной Азии и проблема происхождения народа ураангхай-саха / В. В. Ушницкий // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 3 (20). — С. 30-36.

7.
Автор:
Дробижева Леокадия Михайловна

Источник: Общественные науки и современность. - 2017. - № 6. - С. 22-30

Количество страниц: 10 с.

В статье анализируются особенности, основные концептуальные подходы и модель подачи материала в книге “Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы”. Показана реализация модернизации как всемирного цивилизационного процесса в России и ее регионах, место России среди других стран в процессе модернизации. Раскрыта громадная информационная база, положенная в основу предоставленных в Атласе материалов. Обращается внимание на междисциплинарный характер представленного в Атласе исследования. Это позволило рассмотреть процесс модернизации не только с точки зрения технологической, но и экономической, социальной, политической, социально-культурной, представить модернизацию как процесс, связанный с рациональным гуманизмом, в котором заинтересована не только страна, регион, но и каждый человек в отдельности
The article analyzes the features, main conceptual approaches and material presentation model in "The Atlas of Modernization in Russia and its Regions: Socioeconomic and Sociocultural Trends and Problems” . Modernization is shown as a part of the global civilizational process in Russia and its regions. Russia's place among other countries in modernization process. An enormous volume of information is disclosed, being the basis of the materials given in the Atlas. An interdisciplinary nature of the study presented in the Atlas is pointed out. This allowed us to consider modernization from the technological, economic, social, political and socio-cultural point of view, and to show modernization as a process associated with rational humanism, in which not only the country and its regions, but also each person is interested
8.
Автор:
Дробижева Леокадия Михайловна

Источник: Социологические исследования. - 2010. - № 12. - С. 49-58

Год выпуска: 2010

Количество страниц: 10 с.

Рассматриваются основные изменения в государственно-гражданской и этнической идентичности и межэтнических установках русских в 1990-е гг. и 2000-е гг.
10.

Год выпуска: 1976

Дата: январь-февраль

Номер (№): 1

Количество страниц: 148 с.