Тематические подборки
Издания подборки 1 - 10 из 35
1.

Количество страниц: 12 с.

Белекова, А. Т. Квалитативные задачи субъектов Российской Федерации в реализации стратегий ЮНЕСКО : (на основе сравнительного анализа деятельности Татарстана и Якутии) / А. Т. Белекова ; Министерство иностранных дел Российской Федерации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". — 2020. — N 2 (18). — C. 10-20.

2.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2021

Серия, номер выпуска: Интеллектуальная история Северо-Востока России: время и люди; вып. 1

Количество страниц: 132 с.

Настоящий сборник представляет собой первый в российском интеллигентоведении междисциплинарный сборник статей, посвященный проблемам историографии, интеллектуального наследия, адаптивных стратегий и биографики якутских эмигрантов
3.

Количество страниц: 12 с.

Никитина, С. Е. Татары и башкиры / С. Е. Никитина // Якутия - наш общий дом : очерки истории народов Республики Саха (Якутия). – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2012. – С. 72-82.

5.

Количество страниц: 14 с.

Ушницкий, В. В. Историографический обзор версий о происхождении саха от современных тюрко-монгольских народов / В. В. Ушницкий ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации : материалы Международной научной конференции (25-27 ноября 2012 года) - Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 218-231.

6.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена трактовке концепции о татарском происхождении народа саха. В её основе лежит анализ легенд о его прародителях Омогое и Эллэе и историография вопроса. В якутском фольклоре в качестве предков саха упоминаются Һтатаарыһ и человек по имени Татаар-тайма, который считается отцом Эллэя. В данной статье проанализированы сведения о центральноазиатских татарах, имеющиеся в древнетюркских рунических надписях, в китайских источниках династий Тан, Сун, Ляо, Цзинь. Одни ученые древности относят татар к могущественному племени, ранее доминировавшему в Центральной Азии. Другие относят центральноазиатских татар к тюркоязычным народам, имеющим свой отдельный язык. Современные ученые, изучив сведения рунических памятников и китайских источников различных династий, пришли к выводу, что в этногенезе буир-нурских татар принимали участие также хэйчэзцы-шивэй, т.е. тележные канглы и ираноязычные согдийцы - сог-по. Канглы в составе буир-нурских татар сопоставляются с кангаласцами среди саха. Индо-, ираноязычный компонент в составе саха, возможно, восходит к участию иранского компонента в этногенезе центральноазиатских татар.
The article is devoted to the interpretation of the concept of the Tatar origin of the Sakha people. This opinion is prompted by the analysis of the legends about the forefathers of the people Omogoe and Ellaei and the historiography of the question. In Yakut folklore, as the ancestors of Sakha are mentioned “Tataars” and a man named Tataar-taima, who is considered the father of Ellaei. This article analyzes information about the Central Asian Tatars found in the Ancient Turkic runic inscriptions, in the Chinese sources of the Tang, Song, Lyao, and Jin dynasties. In the writings of Rashid al-Din, they act as a mighty tribe that had previously dominated Central Asia. Mahmudal-Kashgari refers the Central Asian Tatars to the Turkic-speaking peoples who have their own language. S.G. Klyashtorny and Yu.A. Zuyev after studying the information of runic monuments and Chinese sources of different dynasties came to the conclusion that in the ethnogenesis of the Buir Nur Tatars took place also Heihez-Shiwei, i.e. cart Kanglies and Iranian-speaking Sogdians - sog-po. Kangly in the Buir Nura Tatars are compared with the Kangalas among the Sakha. Indo-, Iranian-speaking component in Sakha may be traced back to the participation of Iranian component in the ethnogenesis of the Central Asian Tatars. In the works of Abulgazi and Rashid-ad-Din there is news of the flight of the remains of Tatars to the Angara River. These messages are identified with the folklore sources of the sakha about the flight of people from the tribe “tataar”, defeated in the war against the people of “nuucha”. Proto-Yakutian Ust-Tal'kin archeological culture of the 12th - 14th centuries in the Southern Priangarie it is associated with the usutu-mangun tribe. The ethnonym Usutu-mangun is reconstructed as water Mongols. This tribe, according to European travelers, is identical to the tribe of the Tatars. The ethnonym of the Mongol was one of the ancient self-names of Sakha. In the Angara Tatars or Alakchin there was a Manga region, whose name is similar to the name of the Yakut ulus Mange. Folklore, linguistic, ethnographic and anthropological data testify to the common ancestors of Sakha and Buryat-Bulagat. This coincides with the conclusion of archaeologists that the Ust-Tal'kin culture simultaneously belongs to the Mongolian ancestors of the Buryats - the Bulagat tribe, and the Turkic-speaking Sakha ancestors.

Ушницкий, В. В. Татары Центральной Азии и проблема происхождения народа ураангхай-саха / В. В. Ушницкий // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 3 (20). — С. 30-36.

7.

Издательство: Якутгостипография

Год выпуска: 1956

Дата: 16 марта

Номер (№): 33

Количество страниц: 4 с.

13 мая 1923 вышел в свет первый номер газеты "Молодежь Севера" на якутском языке. Это был расширенный номер "Автономной Якутии" с приложением по типу "газета в газете". Отдельно "Молодежь Севера" начала выходить с октября 1924 года. Тем не менее, дата считается днем рождения комсомольской печати в Якутии. 16 октября 1924 г. "Молодежь Севера" начала выходить на якутском языке. "Хотугу ыччат" стала первым молодежным изданием на якутском языке. Газета выходила до 1990 года, за это время она несколько раз меняла названия: "Эдэр большевик" (1929-1952), "Эдэр коммунист" (1952-1990). С 1953 год газета начала выходить и на русском языке под названием "Молодой коммунист" (1953-1957), "Молодежь Якутии" (1958-2017).
8.

Издательство: ИГИиПМНС СО РАН

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 236 с.

На основе привлечения архивных материалов, комплекса социологической, этнографической и исторической литературы в сборнике рассмотрены проблемы этнодемографии и истории народов Якутии, анализируются современные национально-культурные процессы в республике. Книга рассчитана на широкий круг читателей
9.

Год выпуска: 1976

Дата: январь-февраль

Номер (№): 1

Количество страниц: 148 с.

10.
Заглавие: Эдэр бассабыык

Год выпуска: 1933

Дата: балаҕан ыйын 6 кунэ

Номер (№): 82

Количество страниц: 4 с.

13 мая 1923 вышел в свет первый номер газеты "Молодежь Севера" на якутском языке. Это был расширенный номер "Автономной Якутии" с приложением по типу "газета в газете". Отдельно "Молодежь Севера" начала выходить с октября 1924 года. Тем не менее, дата считается днем рождения комсомольской печати в Якутии. 16 октября 1924 г. "Молодежь Севера" начала выходить на якутском языке. "Хотугу ыччат" стала первым молодежным изданием на якутском языке. Газета выходила до 1990 года, за это время она несколько раз меняла названия: "Эдэр большевик" (1929-1952), "Эдэр коммунист" (1952-1990)