Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 544
1.

Количество страниц: 8 с.

В статье делается обзор творчества Семена Николаевича, Гаврила Николаевича и Николая Николаевича Куриловых в контексте юкагирской литературы Якутии. Литературное наследие Куриловых на родном языке определяется как вершина развития национального языка. Рассматриваются устойчивые средства и приемы художественной образности, анализируются эстетические принципы и закономерности формирования оригинального художественного мира писателей в аспекте взаимодействия с национальной духовной культурой. Целью исследования является выявление наиболее характерных поэтологических особенностей художественного мышления авторов, сформированных в контексте национальной традиции. С именем Г. Н. Курилова связано создание письменности и образование литературной формы юкагирского языка. Большая заслуга Н. Н. Курилова в том, что, продолжая преемственность, он утвердил наличие художественной традиции в юкагирской литературе и, углубляя новаторский поиск, обогатил юкагирскую литературу новыми формами, жанрами, направлениями, темами и образами.
The article provides an overview of the works of Semyon, Gavril and Nikolai Kurilovs in the context of the Yukaghir literature of Yakutia. The literary heritage of the Kurilovs in their native language is defined as the pinnacle of the development of the ethnic language. Stable means and techniques of artistic imagery are considered, aesthetic principles and patterns of formation of the original artistic world of writers in the aspect of interaction with national spiritual culture are analyzed. The purpose of the study is to identify the most characteristic poetical features of the artistic thinking of the authors, formed in the context of the Yukagir tradition. The name of Gavril Kurilov is associated with the creation of writing and the formation of the literary form of the Yukaghir language. Nikolai Kurilov's great merit is that, continuing the continuity, he confirmed the existence of an artistic tradition in Yukaghir literature, and deepening his innovative search, enriched Yukaghir literature with new forms, genres, directions, themes and images.

Охлопкова, Ж. В.
Творчество братьев Куриловых в контексте юкагирской литературы Якутии / Ж. В. Охлопкова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024. - N 4 (16). - С. 43-50. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-43-50
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-43-50

2.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность работы заключается в объекте исследования - топонимии Арктики. Арктика - важная часть уникального пространства, интерес к которой входит в научные интересы всей планеты. Приоритетной задачей Правительства Российской Федерации является устойчивое развитие Арктики. Эта зона в Республике Саха (Якутия) богата культурным наследием, которое находит отражение в свернутых этнокультурных текстах - топонимах. В них заложена уникальная информация об истории края, культурных традициях, образе жизни коренных народов Севера, язык, культура и быт которых неразрывно связаны с территорией, где они проживают. Исследование в когнитивном аспекте позволяет понять взаимодействие генетически различных языков. Цель работы - выявить лексическую репрезентацию концепта "река", реконструируемого на основе гидронимов Оленёкского улуса Республики Саха (Якутия). Данная цель предполагает решение следующих задач: подвергнуть анализу топонимы эвенкийского и якутского происхождения, в которых нашли отражение быт и верования северных народов, выявить мотивационные значения топонимов в языковом сознании информантов. В работе были использованы такие методы исследования, как социологический опрос (работа с информантами), ареальный, описательный и статистический методы (дальнейший анализ топонимов). Проведенный анализ позволил выявить 228 наименований, отражающих компоненты полевой структуры концепта "река". В результате была представлена семантическая классификация гидронимов и выявлены основные лексические репрезентанты концепта.
The relevance of the research lies in the object of research: the toponymy of the Arctic. The Arctic is an important part of a unique space, the interest in which is included in scientific interests of the whole planet. The priority task of the Government of the Russian Federation is sustainable development of the Arctic. This zone in the Sakha Republic (Yakutia) is rich in cultural heritage, which is reflected in folded ethnocultural texts: toponyms. They contain unique information about the history of the region, cultural traditions, lifestyle of the indigenous peoples of the North, whose language, culture and way of life are inextricably linked with the territory where they live. Cognitive research makes it possible to understand the interaction of genetically different languages. The purpose of the work is to identify the lexical representation of the concept “River”, reconstructed on the basis of the hydronyms of Olenyoksky District of the Sakha Republic (Yakutia). This goal involves solving the following tasks: to analyze toponyms of Evenk and Yakut origin, which reflect the way of life and beliefs of the northern peoples; to identify the motivational meanings of toponyms in the linguistic consciousness of informants. Research methods such as a sociological survey (working with informants), areal, descriptive and statistical methods (further analysis of toponyms) were used in the work. The conducted analysis revealed 228 names reflecting the components of the field structure of the concept “River”. As a result, the semantic classification of hydronyms was presented and the main lexical representations of the concept were identified.

Алмазбек кызы, А. Концепт "река" как отражение самобытности народов Севера в гидронимии Оленёкского улуса Республики Саха (Якутия) / А. Алмазбек кызы, Л. А. Яковлева ; Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2024. - N 4 (15). - С. 63-72. - DOI: 10.25587/2782-6627-2024-4-63-72
DOI: 10.25587/2782-6627-2024-4-63-72

3.

Количество страниц: 7 с.

Рассматривается история проведения полевых исследований в местах традиционного проживания юкагиров в Якутии в 1980-е годы. В связи с этим аккумулирован комплекс источникового материала, представленного документами архивов и научной литературой. Проведенная работа позволила определить ключевых факторов исследовательского процесса, выявить и показать основные направления, географию и результаты проведенных изысканий. Осуществлен анализ основных положений, выработанных учеными. Определено, что в течение указанного периода под влиянием развития научной мысли и методологии исследований, а также изменений в общественно-политическом положении в Советском Союзе в 1980-е годы в "структуре" исследовательской деятельности произошли серьезные изменения. В этот период были проведены первые в истории генетико-демографические изыскания, а также оригинальная Колымская лингвоэтнографическая экспедиция. В результате последней, в частности, стал активно пробивать себе позитивный взгляд, показывающий положительную динамику этноконсолидационных процессов, происходящих в среде юкагиров.
The history of field research in the places of traditional residence of the Yukaghirs in Yakutia in the 1980s is considered. In this regard a complex of source material has been accumulated, represented by documents from archives and scientific literature. The work carried out made it possible to identify the key actors in the research process, identify and show the main directions, geography and results of the research. The analysis of the main provisions developed by scientists is carried out. It was determined that during this period, under the influence of the development of scientific thought and research methodology, as well as changes in the socio-political situation in the Soviet Union in the 1980s serious changes have taken place in the “structure” of research activity. During this period, the first in history genetic-demographic research was carried out, as well as the original Kolyma linguo-ethnographic expedition. As a result of the latter, in particular, he began to actively push for himself a positive outlook, showing the positive dynamics of the ethno-consolidation processes of the Yukaghirs.

Сулейманов, А. А.
Научное изучение юкагиров Якутии в 1980 е годы / Сулейманов А. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 116-122. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.019
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.019

4.

Количество страниц: 6 с.

Рассматриваются водные транспортные средства, участвовавшие в формировании хозяйственной спецификации и духовных ценностей бродячих охотничьих и рыболовных племен юкагиров верхней Колымы. Водные ресурсы северных широт предполагали наличие специализированных плавсредств в соответствии с потребностями кочевого быта: легкие в управлении и переноске челноки промысловиков, грузовые и транспортные лодки для перекочевки семей с женщинами, стариками, детьми. Средства перемещения, которые могли быть использованы для военных, меновых и иных целей. Транспортный парк предполагал различия в размерах и конструкциях. Верхнеколымские юкагиры в конце XIX - начале XX в. кочевали на плотах треугольной формы, лодках долбленых и дощатых, одно- и многоместных. Основные сведения по водным транспортным средствам собрал В.И. Иохельсон, дополняют его материалы Ю.Б. Симченко, который обобщил данные по древним каркасным лодкам в арсенале рыболовов и охотников на дикого северного оленя. Каркасные лодки с кожаным покрытием существовали у эвенов Якутии. Следы наличия их у юкагиров тундры выявил Ю.Б. Симченко. Автором настоящей статьи получена информация от американской эскимоски о существовании у них плота треугольной формы с кожаной обтяжной. Напрашивается вопрос: не являются ли треугольные плоты (юкагирский и эскимосский с кожаной обтяжкой] и каркасная лодка эвенов так называемыми культурными окаменелостями, свидетельствами существования многоместных средств передвижения для членов рода в далеком прошлом? Предполагается, что большегрузная лодка лесных юкагиров является комбинированной, соединившей элементы национальных транспортных средств и, возможно, русского карбаса, то есть не рассматривается однозначно как русское заимствование. На протяжении XX в. в связи с серьезными социально-экономическими переменами водный транспорт лесных юкагиров существенно изменился, преимущества получили привозные дюралевые лодки заводского производства. В конце XX - начале XXI вв. у лесных юкагиров р. Ясачной в верховьях Колымы в ограниченном применении сохранился промысловый дощатый челнок из трех досок.
Water vehicles participating in the formation of economic specifications and spiritual values of stray hunting and fishing tribes of the Yukagirs of Upper Kolyma are considered. The water resources of the northern latitudes assumed the availability of specialized watercraft in accordance with the needs of nomadic life: easy shuttle traders and trailers, cargo and transport boats for migrating families with women, old people, and children. Means of conveyance could be used for military, exchange and other purposes. The transport fleet assumed differences in size and construction. Verkhnekolymsk Yukagirs in the late XIX - early XX centuries roamed on rafts of a triangular shape, dugout and boardwalk boats, single and multi-seat. Basic information on water vehicles was collected by V.I. Jochelson, supplemented by his materials Yu. B. Simchenko, who summarized data on ancient frame boats in the arsenal of anglers and wild reindeer hunters. Leather-framed boats existed in the Evens of Yakutia. Traces of their presence among the Tundra Yukagirs were identified by Yu. B. Simchenko. The author of this article received information from the American Eskimo about the existence of a raft of a triangular shape with leather tight. The question arises: are triangular rafts (Yukagir and Eskimo with leather tight) and Even’s frame boat the so-called cultural fossils, evidence of the existence of multi-seat vehicles for members of the clan in the distant past? It is assumed that the heavy boat of the Forest Yukaghirs is combined boat that joins elements of national vehicles and, possibly, Russian karbas, it is not considered unambiguously as Russian borrowing. During XX century in connection with serious socio-economic changes, the water transport of the Forest Yukagirs has changed significantly, the advantages of imported factory-made dural boats. At the end of XX - beginning of XXI centuries Forest Yukagirs Yasachnaya River in the Upper Kolyma in limited use preserved fishing board shuttle of three boards.

Жукова, Л. Н.
Средства передвижения у юкагиров: лодки (традиции и современность) / Жукова Л. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 89-94. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.014
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.014

5.

Количество страниц: 8 с.

Юкагиры - один из древнейших и малочисленных народов северо-востока Сибири (1603 чел. согласно переписи 2010 г.), представленный сегодня двумя локальными группами - юкагирами тундры (вадулы) и тайги (одулы). Статья посвящена оленеводческой лексике тундровых юкагиров, проживающих в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия) и хозяйственная деятельность которых связана с оленеводчеством, охотой, рыбалкой и собирательством. Актуальность предпринятого исследования определяется не только статусом юкагирского языка как исчезающего и недостаточно исследованного (менее 40 носителей), но также необходимостью уточнения степени исконности и разработанности лексики оленеводства, что позволит несколько изменить ранее предписанные представления о юкагирах лишь как заимствующей культуре в этой отрасли. В рамках темы, посвященной лексике традиционной хозяйственной деятельности юкагиров, автор рассматривает лексику, связанную с названиями оленей в языке тундровых юкагиров. Выявленные лексемы ранжированы по девяти лексико-семантическим группам по признаку пола, масти, рогов, нрава, физиологического состояния, хозяйственного применения отдельной особи или характеристики стада в целом, значимости в упряжке и мировоззренческих традициях. Проведен семантический и морфологический анализ рассматриваемых лексем. Выявлены исконные и привнесенные главным образом из тунгусских языков оленеводческие термины.
The Yukaghirs are the most ancient and minority people of northeastern Siberia (1603 people according to All-Russian population census in 2010). Nowadays there are two local groups of Yukaghirs, presented by Tundtra (wadul) and Taiga one (odul). The paper considers the reindeer vocabulary in Tundra Yukaghir. The Tundra Yukaghirs live in the Lower Kolyma region of Sakha Republic (Yakutia) and are occupied in reindeer breeding, hunting, fishing and gathering. The significance of the research is highlighted by not only a status of the Yukaghir language as endangered and poorly studied (less 40 speakers), but also a need to clarify a native and diversified degree of the reindeer vocabulary, thereby allowing to change the prescribed views on the Yukaghirs as a borrowing culture in this economic activity. Under the research theme devoted to the economic activities lexicon in Tundra Yukaghir the author analyzes lexemes related to reindeer names. The lexemes are ranked in nine lexical and semantic groups by gender, color, antler, character, physiological state, household use of an animal or herd characteristics, place in a team and worldview traditions. The semantic and morphological analysis is carried out. In addition to native lexemes, reindeer terms transferred from Tungusic languages are also identified.

Курилова, С. Н.
Наименования оленя в языке тундровых юкагиров / Курилова С. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 82-89. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013

6.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена рассмотрению космонима эвенков под названием Чапактэ, переводимая как "Территория беличьих гнезд". В работе предпринята попытка рассмотрения семантически и этимологически слова "Чапактэ" связанного со словом чапа - беличье гнездо. Отмечается, что представления о звездном небе у эвенков складывалось в зависимости от этнической истории развития, основного места обитания этноса, типа хозяйствования, контактов и взаимодействия с соседями в области как материальной, так и духовной культуры. Объясняется, что восприятие охотника-эвенка, созвездие в своей сумме звезд есть определенно-ограниченная территория неба и выбран для обозначения Плеяд очень точный, с точки зрения семантики, космоним Чапактэ - "Территория беличьих гнезд". В обрядовой культуре, в фольклоре (мифе, эпосе] эвенков также отражены мифолого-мировоззренческие аспекты, связанные с белкой, беличьим гнездом и созвездием Плеяды - Чапактэ.
The article is devoted to the consideration of the Evenki cosmonym named Chapakte, translated as "Territory of squirrel nests”. The work attempted to consider the semantic and etymologically word "Chapakte” associated with the word Chapa - squirrel nest. It is noted that the ideas about the starry sky among the Evenki were formed depending on the ethnic history of development, the main habitat of the ethnic group, the type of economy, contacts and interaction with neighbors in both material and spiritual culture. It is explained that the perception of a Hunter-Evenki, the constellation in its sum of stars is definitely a limited territory of the sky, and the cosmonym Chapakte - "territory of squirrels nests” - is chosen to designate the Pleiades. In the ritual culture, in the folklore (myth, epic) of the Evenki, the mythological and worldview aspects associated with the squirrel, squirrel’s nest and the constellation Pleiades-Chapakte are also reflected.

Варламова, Ю. А.
Об эвенкийском космониме "Чапактэ - территория беличьих гнезд" в обозначении созвездия "Плеяды / Дьяконова М. П. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 283-287. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.054
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.054

7.

Количество страниц: 7 с.

Унру, С. А.
Персонажи современного необрядового фольклора эвенков / Унру С. А. ; Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 262-268. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.050
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.050

8.

Количество страниц: 4 с.

В статье с лингвокультурологической точки зрения рассматриваются глаголы перемещения, а также влияние традиционных типов хозяйствования на формирование национально-специфических черт эвенкийского глагола. Следует вывод, что имеется большое количество глаголов, отражающих особенности охотничьего промысла, оленеводческой деятельности эвенков. Отмечается, что особую роль на формирование глаголов передвижения по горно-таежной местности сыграл кочевой образ жизни, который требует исключительного умения ориентироваться в тайге, знания всех тонкостей форм ландшафта. Природная составляющая охватывает все сферы традиционного уклада жизни эвенков и формирует их языковую картину мира.
The article considers features of moving verbs in the language picture of the world of Evenks and influence of traditional types of management on the formation of national-specific features of the evenk verb. It follows that the linguistic picture of the world contains a large number of verbs that reflect the peculiarities of hunting, reindeer-breeding activities of the Evenks. It is noted that the nomadic way of life played a special role in the formation of the verbs of movement in the mountainous taiga area. Hence the exceptional ability of the Evenks to navigate the taiga, knowledge of all the subtleties of landscape forms. The natural component covers all spheres of their traditional way of life and forms their linguistic picture of the world.

Ушницкая, Н. Ю.
Глаголы перемещения в эвенкийской языковой картине мира / Ушницкая Н. Ю. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 254-257. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.048
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.048

9.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается духовный концепт жалость как один из фрагментов языковой картины внутреннего мира эвенов. Выявляются этноспецифические признаки концепта на материале фольклорного и художественного текстов. Также дается анализ лексической репрезентации концепта "жалость".
The article considers the emotional concept of pity as one of the fragments of the linguistic picture of the inner world of the Evens. Ethnospecific signs of the concept on the material of folklore discourse are revealed. The analysis of the lexical representation of the concept of "pity" is given.

Кузьмина, Р. П.
Концептуализация жалости в эвенской языковой картине мира / Кузьмина Р. П. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 251-254. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.047
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.047

10.

Количество страниц: 13 с.

Бытование сюжета, состоящего из нескольких сюжетных звеньев, является распространенным явлением в сказочном фольклоре тунгусо-маньчжурских народов. Подобное явление характерно и для сказочного фольклора эвенов. В данной статье анализируются сюжеты, представляющие собой своеобразный набор сюжетных эпизодов (сюжетных ситуаций), которые в ряде случаев могут компоноваться в разной последовательности.
The presence of the plot, consisting of several story links, is common in fairy tale folklore of the Tungus Manchurian peoples. A similar phenomenon is true for the fairy tale folklore of the Evens. This article explores stories that represent a specific set of story episodes (subject situations), which in certain cases can be arranged into different sequences. The story of the Fox can be given a special place, although, note that the Fox is a signature character not only of Siberian, but also of East Slavic and Western European fairy-tale animal epics. This story shows the interaction of different ethnic groups, where ethnocultural contacts had a significant impact on their epic traditions. Consequently, the comparison of the Even plots with the plots of similar fairy tales of other peoples opens up additional opportunities not only for establishing typological analogies, but also for detecting direct borrowings as a result of cultural contacts.

Петрова, В. А.
Бытование и трансформация сказочного сюжета, состоящего из нескольких сюжетных звеньев (на примере эвенской сказки о Лисе) / Петрова В. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2025. - N 1 (50). - С. 199-211. - DOI: 10.25693/SVGV.2025.50.1.015
DOI: 10.25693/SVGV.2025.50.1.015