Лугинова Оксана Афанасьевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Научно-исследовательский институт Олонхо ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: oa.luginova@s-vfu.ru, oxsanaa@list.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Область научных интересов: Общее языкознание

ID Автора: SPIN-код: 8109-4600, РИНЦ AuthorID: 1099712

Документы 1 - 3 из 3
1.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38)

Количество страниц: 14 с.

Статья посвящена анализу пространственной картины олонхо Н. Д. Прокопьева "Киндэли Хатыас". Актуальность исследования данной проблемы связана с перспективностью изучения пространственной картины олонхо в русле структурно-семантического подхода. Основная цель статьи – выявление особенностей семантики и структуры пространственной картины олонхо "Киндэли Хатыас". Методы исследования: ведущим методом исследования локусов служит структурно-семантический анализ, для выявления смысловых структур и знаковых систем локусов использован семиотический анализ, а также использованы метод описания и обобщения. Материал для анализа извлечен методом сплошной выборки из текста олонхо "Киндэли Хатыас". В ходе проведенного исследования определена пространственная структура рассматриваемого олонхо, выводимая из событийного развертывания сюжета, задаваемой пространственным перемещением героя-богатыря, который соотносится с последовательностью локусов: "начало творения мира", "родная земля", "мировое древо", "жилище", "аартык ‘проход’" и "нижний мир", микролокусы "алаас", "сэргэ". Эти эпические локусы как предмет исследования подвергаются в нашем исследовании структурно-семиотическому анализу. Исследование показывает, что эпическое пространство организовано с помощью набора семантических бинарных оппозиций "свое/чужое", "центр/периферия", "вверх/низ", "ближнее/дальнее", "восток/запад", "белое/черное", "мужское/женское". Эти бинарные оппозиции восходят к архаическим представлениям якутов о пространстве и мироздании, ставших, в частности, основой разделения пространства в олонхо. В исследовании отмечается присутствие образов, связанных с фауной и природным ландшафтом родной территории олонхосута Н. Д. Прокопьева (Олекминский район), которые создают особый фон эпических локусов и выступают определёнными маркерами для положительного или отрицательного коннотативных значений. Автор приходит к выводу, что локусы реализуют вертикальные и горизонтальные варианты пространства. При анализе пространственных локусов проявляется национальное своеобразие восприятия мира и моделирования Вселенной, этническая специфика сакральных смыслов, передающихся через предметный мир и сакральные числительные, которые носят мировоззренческий характер.
The article is devoted to the analysis of the spatial picture of the olonkho by N. D. Prokopyev “Kindely Khatyas”. The relevance of the study of this problem is associated with the prospects of studying the spatial picture of olonkho in line with the structural-semantic approach. The main goal of the article is to identify the features of the semantics and structure of the spatial picture of the olonkho “Kindely Khatyas”. Research methods: the leading research method is structural-semantic analysis, and semiotic analysis, the method of description and generalization are also used. The material for the analysis is extracted by the method of continuous sampling from the text of the olonkho “Kindely Khatyas”. In the course of the conducted research, the spatial structure of the olonkho under consideration was determined, deduced from the eventful development of the plot, set by the spatial movement of the hero-bogatyr, who is correlated with the sequence of locus: “the beginning of the creation of the world”, “native land”, “world tree”, “dwelling”, “aartyk ‘passage’” and “lower world”, microlocus “alaas”, “serge”. These epic loci as the subject of research are subjected to structural-semiotic analysis in our study. The study shows that the epic space is organized with the help of a set of semantic binary oppositions “own/foreign”, “center/periphery”, “up/down”, “near/far”, “east/west”, “white/black”, “male/female”. These binary oppositions go back to the archaic ideas of the Yakuts about space and the universe, which became, in particular, the basis for dividing space in olonkho. The study notes the presence of images associated with the fauna and natural landscape of the native territory of the Olonkho-teller N. D. Prokopyev (Olyokminsky district), which create a special background of epic loci and act as certain markers for positive or negative connotative meanings. The author comes to the conclusion that the locus implements vertical and horizontal variants of space. When analyzing spatial locus, the national originality of the perception of the world and modeling of the Universe, the ethnic specificity of sacred meanings transmitted through the objective world and sacred numerals, which are of an ideological nature, are manifested.

Лугинова, О. А. Семантика и структура пространственной картины олонхо "Киндэли Хатыас" / О. А. Лугинова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38). - С. 103-116. - DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-103-116
DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-103-116

2.

Ответственность: Ефимова Людмила Степановна (Научный руководитель)

Количество страниц: 6 с.

Лугинова, О. А. Термины женских украшений якутов: ытарҕа 'серьги' : (по материалам "Словаря якутского языка" Э. К. Пекарского) / О. А. Лугинова, аспирант ИГИиПМНС СО РАН ; руководитель Л. С. Ефимова // Евдокия Иннокентьевна Коркина: биографика и интерпретация научного и творческого наследия : сборник научных статей / Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ; [редколлегия: Н. И. Данилова, Н. И. Попова, Е. М. Самсонова ; рецензенты: Л. Н. Романова, Е. В. Семенова, И. Н. Сорова]. – Якутск : Издательство ИГИиПМНС СО РАН, 2018. – С. 229-234.