Слепцов Юрий Алексеевич (1963)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел археологии и этнографии ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: seva_may@mail.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. пед наук

Область научных интересов: Этнопедагогика, этнография, история

ID Автора: SPIN-код: 1368-4210, РИНЦ AuthorID: 545857

Документы 1 - 10 из 16
4.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС(Я)

Год выпуска: 2023

Серия, номер выпуска: Сборники конференции школьников

Количество страниц: 218 с.

В сборник включены статьи и материалы участников Республиканской научной краеведческой конференции молодых исследователей "Якутские государственные и общественнополитические деятели: жизнь, деятельность и наследие", посвященной 100-летию автономии Якутии. Книга предназначена для широкого круга читателей
5.

Количество страниц: 8 с.

Предметом полевого исследования автора явилась топонимика эвенов (ламутов) Момского района Республики Саха (Якутия) Российской Федерации. На данной территории задолго до прихода якутов (саха) и русских проживали "каменные тунгусы" - эвены гор. Эвены кочевали по горной тундре, поэтому многие реки Черского хребта и Момских гор Восточной Сибири имеют эвенское (ламутское, тунгусское) название. Эвены метко подмечали особенности рек и озер и поэтому оставляли название, созвучное данной местности или водному объекту. Автор провел ряд экспедиций среди оленеводов и рыбаков эвенов и собрал много полевых материалов, одним из которых является топонимика. В ходе исследования были применены метод включенного наблюдения, беседа, опрос, интервьюирование. При работе с информантами также был использован метод "устной истории", "помнящей культуры".

Слепцов, Ю. А. Гидронимы эвенов Момского района Якутии (из полевых материалов) / Ю. А. Слепцов // Культура и цивилизация. - 2019. - Т. 9, N 4A. - С. 76-83.

6.

Количество страниц: 7 с.

Источником изучения образа покровителя охоты у охотников Якутии стали архивные материалы, собранные И.С. Гурвичем на северо-западе Якутии у северных якутов Оленекского района Якутской АССР в 1940-е гг. Многие обычаи и обряды видоизменены в современности или забыты, например один из интересных обрядов охотников Оленекского района, зафиксированный И.С. Гурвичем и связанный с идолом-божеством Эһэкээн. Данное божество - покровитель охотников сохранялось только на западе Якутии, однако в настоящее время утрачено. Во время экспедиции Илья Самуилович подчеркивал, что данный обряд сохранился у пожилых охотников. Несомненной заслугой Ильи Самуиловича является то, что он записал и сохранил связанный с этим божеством архаичный обряд якутов. Сегодня большая часть неопубликованных архивных материалов находится, помимо архива ЯНЦ СО РАН (сейчас архив Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН), в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) (г. Якутск), куда они были переданы родными автора. Многие архивные материалы, собранные И.С. Гурвичем, до сих пор не опубликованы и требуют переосмысления и введения в научный оборот.

Слепцов, Ю. А. Эһэкээн – архаичный образ покровителя охоты в Якутии (на основе архивных материалов И. С. Гурвича) / Ю. А. Слепцов // Культура и цивилизация. - 2020. - Т. 10, N 3A. - С. 247-253.
DOI: 10.34670/AR.2020.70.52.032

7.

Количество страниц: 5 с.

Среди коренных малочисленных народов Севера - эвенов существуют множество легенд связанные с образом окаменевшей девушки. Большинство мифов связано с природным объектом, в основном это останцы в долинах или подножьях гор. Подобные природные памятник для эвенов, да и других жителей этих мест, являются сакральным, священным местом. Обязательным атрибутом для путников является подношение к духу памятника различные подношения. По наблюдением, в старину оставляли различные по величине и цвету камни. Современные - это остатки различной техники, вышедшие из строя или сломанные различные оборудования, например, бинокля, наибольшая часть дара составляют патроны из нарезного и гладкоствольного оружия. Некоторые путешественники вывешивают различного цвета лоскутки ткани или кусок волоса. Естественно, эти легенды нашли свое отражение и в топонимике. При изучении материала, автор пришел к выводу, что в основном в мифе описываются памятники в лице женского пола. Автор, неоднократно кочуя с оленеводами и отдельно, собрал различные мифы и легенды. Изучил и зафиксировал памятники, которые приводятся в данной статье, в Момском улусе Республики Саха (Якутия).

Слепцов, Ю. А. "Окаменевшая девушка" в фольклоре и топонимике у момских эвенов (из полевых материалов) / Ю. А. Слепцов // Культура и цивилизация. - 2020. - Т. 10, N 2A. - С. 185-189
DOI: 10.34670/AR.2020.27.31.022

8.

Количество страниц: 6 с.

Актуальность исследования обусловлена практической направленностью современной образовательной парадигмы, в которой анализ работы кочевого лагеря становится основным инструментом получения новых научных выводов в психолого-педагогических экспериментах, что подчеркивает необходимость совершенствования различных образовательных форм для коренных малочисленных народов Севера. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие потенциала кочевого лагеря как дополнительного образовательного объединения во время летних каникулярных дней. В статье представлены результаты долгосрочного педагогического эксперимента в традиционном воспитании детей-эвенов путем организации летнего кочевого лагеря в период с 2002 по 2017 г. в Республике Саха (Якутия) Российской Федерации. В статье подробно описана роль культуры в воспитании в кочевом лагере. Основной проблемой коренных малочисленных народов Севера, в том числе эвенов, является оторванность от традиционного кочевого образа жизни, являющаяся результатом исторического прошлого нашей страны. Почти 80% эвенов сегодня не владеют родным эвенским языком. Поэтому возникает вопрос национальной идентичности по такому параметру, как знание родного эвенского языка, и таким элементам национальной культуры, как танцы, традиционное шитье, охотничьи, рыболовные промыслы и т. д. Несмотря на общие и неконкретные описания достижений воспитанников лагеря, применение педагогического опыта позволило подтвердить основные достижения в ходе проведенного педагогического эксперимента по построению и апробации новой формы традиционного воспитания детей коренных малочисленных народов Севера - летнего кочевого лагеря.

Слепцов, Ю. А. Этнокультурное развитие малочисленных народов Севера: опыт кочевого лагеря / Ю. А. Слепцов // Культура и цивилизация. - 2021. - Т. 11, N 5A. - С. 57-62.
DOI: 10.34670/AR.2021.70.55.007

9.

Количество страниц: 5 с.

Анимизм - ранняя форма религии у северных народов. Одни из первых исследователей ранней религии якутов В.Ф. Трощанский и А.Е. Кулаковский отметили, что если бы развитие религии якутов (саха) не было прервано христианством, то оно приняло бы более устойчивые и законченные формы. Одно из анимистических верований относится к животным и птицам. В статье рассматривается отношение якутов к обыкновенной рыси (Lynx lynx) как одному из почитаемых животных. Якуты (саха) в знак уважения (ытыгылаан) хоронили почитаемых животных, к которым относится рысь, как дар божествам. Также у якутов существовал обряд погребения уважаемого и богатого человека в пальто и шапке из шкуры рыси, что довольно редко встречается в погребениях.

Слепцов, Ю. А. Рысь в поверьях и обрядах якутов / Ю. А. Слепцов, В. В. Попов // Культура и цивилизация. - 2021. - Т. 11, N 1A. - С. 12-16
DOI: 10.34670/AR.2020.45.59.002

10.

Количество страниц: 7 с.

В статье рассматривается обучение навыкам охоты эвенских детей. Эвены - один из коренных малочисленных народов Севера, освоивших обширные районы от Енисея до Камчатки и Чукотки. Охота служит важнейшим источником обеспечения основных потребностей эвенов в пище, поэтому чуть ли не с самого рождения эвен начинает познавать кочевой образ жизни с его тяготами и трудностями. Многие путешественники и землепроходцы отмечали, что эвены являются отменными охотниками и оленеводами. Своеобразная и сложная культура охотников включает в себя множество аспектов, концентрирует глубокие знания и правила. Например, способ и вид охоты меняются в зависимости от ладшафта: эвены, кочующие в горной местности, охотятся на снежных баранов (уямкан) и на лося (эгдет), тундренные - на дикого оленя (буюн), а жители морского побережья, именующие себя ламутами, охотятся на морского зверя и добывают рыбу. Все это требует раннего приобщения детей к охотничьей культуре и традициям эвенов.

Слепцов, Ю. А. О приобщении детей к охотничьей культуре и традициям эвенов / Ю. А. Слепцов // Культура и цивилизация. - 2021. - Т. 11, N 1A. - С. 119-125.
DOI: 10.34670/AR.2020.64.94.014